Личный опыт

«Мы живем с надеждой, что когда-то медицина сможет помочь Насте». Мама слепой певицы, спевшей с Дианой Гурцкой, о звуках, врачах и порядке

В октябре в Москве прошел международный благотворительный фестиваль «Белая трость». Второй год подряд юная слепая жительница Кондопоги Настя Луттиева участвует в концерте, посвященном открытию фестиваля. Девочка уже дважды спела с известной певицей Дианой Гурцкой. Мы поговорили с мамой Насти о том, как ей удалось, несмотря на тяжелый недуг, не просто воспитать Настю полноценным человеком, но и помочь раскрыть дочке ее уникальный талант.

Настю я родила в 1996 году в Кондопоге, где мы и живем. К тому времени два моих сына уже выросли, и мне захотелось маленького ребенка. Случилось так, что Настя родилась недоношенной, весила всего полтора килограмма, но она дышала, ела — в общем, очень хотела жить. Нас перевезли в Петрозаводск, где дочь положили в кювез. При выписке из больницы выдали справку о том, что патологий нет, но дома я стала замечать, что девочка не реагирует на зрительные раздражители. Я снова поехала в Петрозаводск, где врач-офтальмолог Владимир Звир определил, что у Насти катаракта на обоих глазах, и есть лишь небольшое светоощущение. В Карелии нам ничем помочь не могли, и мы отправились в Москву.

Московские доктора, лишь только взглянув на Настю, сказали: «Она ослепла, потому что в кювезе был избыток кислорода». А операцию делать отсоветовали, потому как было 60% риска, что станет еще хуже. Говорили, что наука не стоит на месте, что когда-нибудь медики сумеют помочь Насте. Мы прожили с этой надеждой до школы, да и сейчас живем, но пока чуда не произошло.

В детский сад моя дочь не ходила, зато мы с Настей ездили в лагеря от Общества слепых, и я смотрела, как живут такие дети. Конечно, первое время слепоту дочери я воспринимала, как катастрофу, тем более почти в то же время умер мой старший брат, и одно несчастье наслоилось на другое. Однако мне кажется, человек способен справиться со всем, что по какой-то неведомой причине дал ему Бог.

В целом у нас все было как у всех: я уже не помню, как дочка научилась говорить и ходить. Проблемы, конечно, были. Например, у Насти был перепутан день с ночью, она засыпала в 17 часов, а просыпалась в 3 часа ночи и принималась стучать, отчего соседи говорили: «Дайте хоть поспать!» Такое происходило из-за пусть и незначительного, но все же имеющегося светоощущения: стемнело — значит, наступила ночь и пора спать.

К тому же те, кто жил в 90-е, помнят, какие это были тяжелые годы: зарплаты задерживали, все стоило дорого. Церковь помогла нам гуманитарной помощью — вещами, в поликлинике выдавали бесплатное детское питание. Квартира у нас была очень холодная, зато Настя закаленная с детства. Сыновья болели, а дочка — нет. До школы мы вообще не обращались в поликлинику с простудными заболеваниями.

Сейчас многие трудности подзабылись, и все же я помню, как бегала с работы кормить Настю, как она не умела кушать сама буквально до школы, и я кормила ее с ложки: при этом в школе-интернате ее очень быстро научили есть самостоятельно! Я всю жизнь работала на Кондопожском ЦБК по сменам: как ни парадоксально, сменная работа во многом помогала мне растить дочь.

Музыкальные способности у Насти проявились очень рано. Ухаживать за ней мне помогала племянница, которая всегда удивлялась: «Я ей пою, и она поет!» А еще, помню, мы были в лагере с финнами, они спели Насте какую-то финскую песенку, и она тут же повторила ее без ошибок. А еще они дали ей ходунки, и она тут же в них побежала: и от одного, и от другого финны были в шоке!

Что касается игры на музыкальных инструментах, то сначала Настя стучала по коробочкам — ведь у каждой из них разный звук. Потом были дудочки и китайские синтезаторы, на которых она так много играла, что батарейки садились за день, потому мы купили ей синтезатор, подключающийся к сети. В шесть лет Настя сыграла песню группы «Битлз» «Yesterday», мелодию к которой прослушала в записи синтезатора, а в девять сама сочинила попурри из «Турецкого марша» Моцарта и произведения Бетховена. Позднее, в 2007 году, Сергей Катанандов подарил Насте синтезатор Yamaha, над которым она рыдала три часа! Почему? А потому что все по-другому! Мы сидели на кухне затаив дыхание и ждали. И вот наконец она выдала первую мелодию! Мы были счастливы.

Настя играет на фортепиано, и многие удивляются: как так, ведь она не видит клавиш! По словам дочери, руки и пальцы для слепого человека — это глаза. Во многом понять порядок расположения помогают черные клавиши. К тому же и зрячие люди, владеющие игрой на пианино, знают, что пальцы обладают своеобразной памятью и будто бы сами исполняют музыкальное произведение.

Настя очень любит порядок, и ее всегда раздражает, если кто-то что-то теряет. «Я же вот не теряю!» — говорит она. Если что-то в доме потерялось, Настя найдет быстрее меня. Ее вещи разложены в строгом порядке, и за этим она четко следит. У таких детей в голове настоящий компьютер, они прекрасно ориентируются в знакомых местах. По зданию интерната Настя просто бегает! А однажды в школе я повела дочь в туалет, и она спросила: «А почему в мальчиковый?»

У слепых людей все замерено шагами, многое существует на уровне интуиции, плюс у них феноменальная память, обостренные слух и обоняние. Если я иду в аптеку, то мне не надо помнить, какие нужно купить лекарства: Настя все знает и подскажет. Буквально с рождения у нее появились говорящие часы, потому она всегда в курсе, сколько сейчас времени, когда она встала. Дочь поднимается рано, где-то часов в шесть, но меня, если я пришла с вечерней смены, не будит раньше десяти.

Помню, однажды утром сказала: «Мама, я поставила чайник, помыла посуду, постирала и развесила белье, но вот только блюдце разбила!» Немножко избаловали Настю старшие братья, которые все стараются делать за нее. Вместе с тем дочь прекрасно понимает, что ей надо учиться жить самостоятельно — уметь сходить в магазин, сориентироваться в какой-то трудной ситуации.

В школу Настя пошла в девять лет; сейчас ей двадцать, и она учится в одиннадцатом классе. Почему так поздно пошла учиться? Не была готова, прежде всего морально: когда в первый раз приехали 1 сентября, расплакалась, и мы вернулись обратно. Зато сейчас не может жить без школы, после каникул буквально рвется сюда. Полное образование в школе-интернате № 23 составляет двенадцать классов. В классе шесть человек — это нормально, хотя бывает гораздо больше. Учителя просто замечательные: умеют заинтересовать детей любыми предметами, проявляют большое терпение. А еще у школы-интерната хорошие спонсоры, в частности, фирма Amway и Карельская таможня.

Что касается чисто физической помощи, то я стеснялась ее принимать до одного случая, когда в московском метро у Насти провалилась нога между вагоном и перроном, а двери вот-вот должны были закрыться! И какой-то молодой человек буквально подлетел к дочери и закинул ее в вагон! Мне никогда не забыть ни его, ни этот момент. И с тех пор я не отказываюсь, если даже и незнакомые люди соглашаются чем-то помочь. Так, когда-то милиционер на вокзале, когда нам нужно было долго ждать поезда, сопровождал нас целый день, присматривал за вещами. В нашей жизни было и есть много очень отзывчивых, сочувствующих людей.

Я привожу Настю в школу в понедельник, забираю домой в субботу и повторю, что без интерната и его прекрасных педагогов мы ни за что бы не справились с нашими трудностями. Здесь ее научили читать и писать по Брайлю, и она читает быстрее иных зрячих! Пишет, кстати, очень грамотно, без ошибок, а благодаря прекрасной памяти еще до школы знала наизусть все стихи Михалкова.

Между тем шрифт Брайля очень сложный: скажем, точка 1 — это буква «а», но цифра 1 — это тоже 1, то есть надо держать в голове, буква это или цифра. Хорошо, что сейчас есть аудиокниги — так Настя может изучать произведения школьной программы. Представьте, что значит прочитать по Брайлю «Войну и мир»: это же куча огромных томов! Или мне пришлось бы читать дочери вслух, что я делала раньше, да, впрочем, делаю и сейчас.

Большую роль в музыкальной судьбе Насти сыграли Нина Васильевна Муромец, педагог, заслуженный работник культуры РК, руководитель группы «Меломан», вокалистка Алена Малькова и заслуженный работник культуры РК, певица и педагог Галина Васильевна Кокорина. Они занимались с Настей, всегда верили в ее успехи, в ее будущее. Два года мы думали, какой направление считать главным — игру на инструменте или вокал. А когда Настя вышла на сцену с микрофоном, то поняли, что однозначно вокал. Когда она впервые исполнила на публике песню «Горница», в зале воцарилась тишина. Я подумала, что Настя плохо выступила, но оказалось, люди замерли в изумлении, а после второй песни зал просто взорвался аплодисментами.

С 2013 года Настя победила не на одном конкурсе, участвовала в различных музыкальных фестивалях — мы постоянно в разъездах. Я не беру отпуск полностью — того и гляди снова куда-нибудь пригласят! Одна из самых больших удач — второе место в республиканском конкурсе вокалистов имени звезды мировой оперной сцены Нины Раутио, который проходил в Петрозаводском музыкальном колледже. Последние победы — 1-е место во Всероссийском конкурсе патриотической песни «Тебе, моя Россия» и, конечно, участие в международном фестивале «Белая трость» в Москве.

Основная цель фестиваля «Белая трость» — творческая реабилитация одаренных незрячих и слабовидящих детей. Создатель и руководитель проекта, певица Диана Гурцкая приезжала в Петрозаводск, чтобы лично отобрать одаренных детей для выступления на фестивале, и выбрала Настю. Тогда дочь спела вместе с Татьяной Булановой, и все было довольно легко и просто. Когда же нас пригласили во второй раз — чему мы очень удивились! — задача оказалась сложнее: надо было исполнить Гимн демократической молодежи мира вместе с Дианой Гурцкой, и тут уже встал вопрос, как держаться, как одеться.

Когда первый раз отправили запись гимна в исполнении Насти, протянутый ее оперным голосом, нам вернули запись с замечанием, что надо петь не так, а строго и четко. И мы снова поехали в Петрозаводск на «Фабрику грез», но и эта фонограмма не устроила устроителей фестиваля — сказали поднять на полтона, что и было сделано. Мы стали ждать результата, а нам все не звонили. Тогда я сама позвонила в Москву, и мне ответили: «Все хорошо! Приезжайте!» Видеозаписи я пока не видела, но на аудио голос Насти хорошо слышен в хоре. Мы с дочерью будем ждать и надеяться, что нас пригласят на Всемирный фестиваль молодежи и студентов, который состоится в Сочи в октябре следующего года.

Что касается будущего в плане обучения, то, к сожалению, в Петрозаводском музыкальном колледже им. К.Э. Райтио никто не сможет расписывать Насте ноты по Брайлю, а потому она думает поступать в Курский музыкальный колледж-интернат для слепых. А еще когда-то, услыхав колокольный звон, дочь загорелась идеей стать звонарем. Оказывается, на звонарей готовят в Ярославле и в Москве — обучение продолжается четыре месяца.

Звуки для Насти — это что-то особенное. Она очень любит шум дождя и стук капель по карнизу. Всегда спрашивает меня: «Ты какую погоду хочешь?» И просит ее у ангела, а я говорю: «Настя, ты только не слишком нас заливай!» Любимая песня моей дочери — это «Ангелы надежды», да мы и живем надеждами. А что касается музыкальных способностей Насти, я обычно говорю так: «Одно Бог отнял, а другое дал». Думаю, иначе и не бывает.

Срочные новости в нашем Telegram