Личный опыт

Исповедь тайного покупателя

Такая услуга, как тайный покупатель, становится все популярнее. И Карелия не исключение. Проверяют все: кафе, автосалоны, магазины игрушек и бытовой техники. Так что, дорогие продавцы, будьте настороже: прежде чем отшить уж слишком дотошную тетушку, десять раз подумайте: вполне возможно, перед вами тот самый тайный покупатель, и ее задача как раз и заключается в том, чтобы проверить вас на прочность. Мы поговорили с одним из таких тайных покупателей — петрозаводчанкой Мариной — и выяснили, как же ими становятся и что от них требуется:

О том, кто такой тайный покупатель, я впервые узнала года полтора назад. По какому-то каналу шла передача про разные необременительные способы подзаработать. Там показали школьницу, которая была тайной визитершей. Она проверяла салоны красоты и парикмахерские, обращала внимания на разные мелочи вроде того, предложили ли ей кофе и были ли полотенца в процедурном кабинете чистыми, а потом рапортовала обо всем увиденном своему  заказчику. Помню, тогда я от души позавидовала: вот так работенка! Мало того, что маникюр – педикюр бесплатно сделают, так еще  и деньги за проверку получишь. Поэтому когда на одном из популярных сайтов по поиску работы я увидела вакансию «Тайный покупатель в Петрозаводске», сразу же откликнулась.

Тайных визитеров нанимают не сами хозяева заведений, которые потом нужно проверять, а специальные фирмы. В России существует несколько компаний, вербующих тайных визитеров (или, как их еще называют, шопперов). Именно они по заданию заказчика и подбирают «сотрудников». Одна из таких компаний расположена в Санкт-Петербурге. Для того, чтобы пополнить ряды тайных покупателей, достаточно в Интернете заполнить коротенькую анкету и написать пару строчек о любом магазине, который вы недавно посетили.

Впрочем, быть графоманом шопперу вовсе не обязательно: вся отчетность автоматизирована и от вас требуется разве что изредка черкнуть в комментариях пару предложений.

Зарегистрировавшись на сайте для тайных покупателей, я, честно говоря, быстро об этом позабыла. Поэтому когда через неделю мне позвонили из питерского офиса и предложили первую проверку, сильно удивилась. Надо было проверить работу продавцов нескольких крупных автосалонов города.

— Вообще консультанты предупреждены о том, что их могут так проверять, — объяснила девушка на другом конце провода. — Но о том, что это будете именно вы, они не знают. Поэтому ведите себя естественно. Если к вам в торговом зале подойдет не тот сотрудник, который нужен, вежливо его отшейте. Скажите, что вам хочется еще посмотреть. Потом дождитесь, пока объект к вам обратится. Или сами идите к нему. Только это должно выглядеть натурально! А то у нас некоторые шопперы сразу подходят к администратору и спрашивают, мол, где у вас консультант Иван Иваныч сидит? Это уж слишком подозрительно! Да, и еще обязательно во всех салонах возьмите прайс-листы.

Самое главное для тайного покупателя – быть объективным. Ведь от его оценки зависит благополучие «объекта». После ваших отрицательных отзывов его, может, и не уволят, но вот премии точно лишат. Чтобы убедиться, что вы на несчастного консультанта не наговариваете, заказчики требуют от шопперов полную диктофонную запись разговора. Запись с мобильника тоже сгодится. А чтобы доказать, что вы сходили в нужный салон, нужно приложить еще и копию выданного там прайс-листа. Вот почему так важно не забыть его попросить.

В мой личный кабинет на сайте шопперов скинули сразу несколько заданий на выбор. В начале каждого из них кратко описывалось, какого сотрудника я должна проверить, где и в какое время он работает. Фотографии, слава богу, тоже прилагались, поэтому не пришлось бегать по салонам, всматриваясь в бейджики консультантов. Дальше шли так называемые легенды – разные для каждой проверки. То мне нужен недорогой автомобиль с вместительным багажником для поездок на природу, то милая легковая машинка для катания по городу.

В легенде подробно описывалось, как я должна себя вести: быть пассивной или, наоборот, активно возражать и задавать вопросы (это обычно приветствуется в любой проверке), на какую сумму я рассчитываю при покупке автомобиля и сколько хочу взять в кредит. После того, как консультант предложит мне конкретную марку машины, нужно было обязательно попросить сравнить ее с другими похожими моделями у конкурентов. Мол, я что-то колеблюсь, говорят, там подвеска надежнее или обслуживание дешевле. А в одном случае  следовало даже капризно возразить, дескать, мне все говорят, что эта модель у вас уже давно устарела.

В легенде были и подробные инструкции по поводу того, на что нужно обратить внимание в ходе беседы: предложил ли сотрудник кредит или тест-драйв, рассказал ли о скидках и специальных акциях. В общем, ничего сложного, поэтому я сразу забронировала себе четыре проверки. На сайте с вакансиями за каждый визит сулили от 1000 рублей, но на деле одна проверка стоила всего 400 рублей. «За полчаса работы – не так уж и мало», — решила я.

Делов-то: пришел, поболтал с консультантом минут десять, потом анкетку заполнил – и все, деньги в кармане. Но когда я  дочитала легенды и инструкции до конца, энтузиазма поубавилось. Оказалось, простой болтовней дело не ограничивается. Нужно еще обязательно пройти тест-драйв. Вот это был неприятный сюрприз, ведь прав-то у меня нет! Почему-то этот момент со мной обсудить забыли. Смутила меня и последняя легенда, по которой я должна была предстать в роли охотника или рыбака, который ищет здоровый джип для поездок в лес по бездорожью. Охотник из меня, хрупкой девушки, при всем желании бы не вышел, поэтому пришлось звать на помощь друга. К счастью, на проверки шопперам вовсе не обязательно ходить в одиночку.

В первый автосалон мы отправились с утра пораньше. Припарковавшись у входа, мы принялись разучивать легенду. Нужно было держать в голове массу нюансов: какой у машины должен быть клиренс и багажник, куда мы собираемся на нем ездить, что в нем будем возить. Когда проверок сразу несколько, все эти мелкие детали в голове перемешиваются.

Когда легенда начала отскакивать от зубов, мы решились войти в автосалон. Предварительно мне пришлось надиктовать на диктофон, где мы находимся, какой салон собираемся проверять и какую марку машины нам будут предлагать. Человек я не из робких, но когда перед нами бесшумно раздвинулись стеклянные двери и мы оказались внутри,  среди блестящих машин, стало немного страшно. Как назло, «объекта» не было видно. Мы принялись «непринужденно» фланировать по залу и оглядываться по сторонам. Боюсь, выглядели мы не особо естественно. Минут через десять я наконец-то углядела за столом у окна нужную нам девушку:

— Вот она, вот, — толкнула я в бок друга. — Давай зови ее сюда!

— Подожди, — тот нервно сглотнул слюну. — Пусть сама подойдет!

Видимо, почувствовав взгляд, девушка мило улыбнулась и тут же поспешила к нам. Говорила она очень убедительно, сама, без всяких напоминаний и вопросов, рассказала про кредит, спецпрограммы и преимущества перед конкурентами. Я уже было расслабилась, но на всякий случай решила заглянуть в карман, где лежал диктофон. Красная лампочка не горела! Ничего не записалось! Меня прошиб холодный пот. Пискнув что-то невразумительное, я рысью помчалась в туалет. Так и есть, батарейка села. Хорошо, что в сумке нашлась запасная. Когда я вернулась в зал, у консультанта и моего друга дело уже дошло до тест-драйва. Что было делать – непонятно: самое начало разговора еще сохранилось, но вот кусок про кредиты и спецпрограммы не записался. А ведь это чуть ли не самое важное. Хоть все с начала начинай. Решив, что еще не все потеряно, я плюхнулась на заднее сиденье тестового автомобиля, придвинула диктофон поближе и принялась ненавязчиво задавать наводящие вопросы. Консультант еще раз рассказала про кредиты. Задание было спасено.

В остальных автосалонах дело пошло лучше – в легендах мы уже поднаторели, вели себя естественно, а батарейка в диктофоне стояла новая. После проверки анкету на сайте нужно обязательно заполнить в течение суток. Вопросов там больше 70, но все они несложные. В основном нужно выбирать ответ из нескольких предложенных вариантов. К примеру, как выглядел консультант: неопрятно, в целом опрятно, но ногти грязные или волосы жирные, или безупречно. Или как он общался с клиентом: сразу же выдал все рекламные буклеты и прайс-лист и сам рассказал о скидках и спецпредожениях, сделал это только по инициативе клиента или не сделал вообще.

В общем, проверяют каждую мелочь вплоть до музыки, запахов и атмосферы в торговом зале. Заполненную анкету нужно отправить своему менеджеру. Признаюсь, консультанты нам не всегда попадались вразумительные. Но сильно я их все равно старалась не критиковать, хотя в анкете специально предусмотрены пустые поля для комментариев шоппера. Там можно поделиться своими впечатлениями от проверки.

Если ты все сделала правильно и результат устроил заказчика, проверка из статуса «в работе» переходит в разряд завершенных. А шопперу начисляются деньги. Получить их можно раз в месяц переводом. Моя зарплата мне пока еще не приходила, но, надеюсь, не обманут. У каждого тайного визитера на сайте есть свой рейтинг. Чем больше успешно выполненных проверок, тем больше баллов и новых заказов, соответственно.

В целом же быть шоппером – занятие интересное. Совсем уж халявной эту подработку не назовешь – все-таки на каждую проверку уходит не меньше часа, потом еще и анкету нужно заполнять. Да и в Петрозаводске пока разгуляться негде: в основном предлагают проверять автосалоны и сетевые кафе. Причем последние оплачиваются по минимуму: 190 рублей – в счет сделанного заказа и всего около 60 – «чистая прибыль» визитера. Никаких вам спа-салонов, маникюров и бесплатных массажей.

Срочные новости в нашем Telegram