Личный опыт

Наш журналист неделю вела себя как американка и говорила незнакомым людям комплименты: вот как реагировали петрозаводчане

Наш автор Лариса Борисова получила необычное задание: целую неделю она должна была вести себя как типичная жительница Европы или Америки: улыбаться незнакомым людям и говорить им комплименты. Задача не из простых, в наших-то северных широтах, да еще и при такой погоде. Но Лариса решила рискнуть, и вот что из этого вышло.

Бросьте, я вам не верю!

Хмурое ноябрьское утро, небо в беспросветных тучах. Женщина лет пятидесяти торопливо идет по улице Куйбышева, наверное, на работу. У нее озабоченное выражение лица, потухшие глаза и, хотя день только начинается, усталый вид. Останавливаю ее, извиняюсь и спрашиваю, где находится Национальный архив. Она показывает и хочет идти дальше, но тут я желаю ей хорошего настроения и говорю: «Улыбнитесь, все будет хорошо!» А она машет рукой и произносит: «Бросьте вы, я вам не верю»! После чего спешит дальше.

Вы меня окрылили!

Прихожу в парикмахерскую немного раньше назначенного времени — мастер заканчивает обслуживать предыдущую клиентку. Та время от времени облизывает губы, немного нервничает. Наверное, что-то кардинально изменила во внешности, возможно, ее перекрасили или сделали новую стрижку, и она не уверена, что стала выглядеть лучше. Наконец с нее снимают бумажный воротничок и пеньюар, и клиентка взволнованно спрашивает: «Ну как?» Женщина-мастер замечает, что, на ее взгляд, получилось хорошо. Я подключаюсь и говорю, что не знаю, как было раньше, но эта прическа ей явно идет, нестандартная, цвет волос освежает облик. Клиентка смущенно сообщает, что через одно из питерских брачных агентств познакомилась с жителем Китая и сейчас едет к нему на встречу. Все изумляются: с китайцем? Засыпают ее вопросами, женщина моментально оказывается в центре внимания, получает кучу комплиментов и говорит: «Вы меня окрылили!» Из салона уходит радостная, уверенная в своей привлекательности.

ОК, привет!

Стайка молоденьких девушек, оживленно болтая, движется по проспекту Ленина. Скорее всего, студентки, курс второй-третий, уже не робкие первачки, но еще не озабочены написанием диплома. На лицах улыбки, разговор перемежается смехом. Громко, чтобы привлечь внимание, говорю: «Девчонки, какие же вы юные и красивые!» Смотрят на меня без удивления и заминки, некоторые показывают на пальцах ОК, другие приветственно машут руками. Они не задумываются, почему незнакомая женщина произнесла такие слова, они тут же о них забудут, но мне приятно думать, что я хотя бы на мгновение попала на их волну.

Чего ей от нас надо? Какая-то ненормальная!

Одиночные парни и девушки, получившие неожиданный комплимент, ведут себя иначе. Многие проходят мимо с каменным лицом, будто ничего не слышали и не заметили, кто-то чуть нервно и слегка испуганно улыбается краешком губ, а в глазах скрытый, но все же угадываемый вопрос: «Что ей от меня надо?» И как вывод: «Какая-то ненормальная!» Один парень даже шарахнулся в сторону, а потом недоуменно оглядывался, видимо, соображая, откуда сбежал такой экземпляр. Правда, подозреваю, что если бы его внезапно похвалила ровесница, ее бы ждала другая реакция.

Люди видят в этом какой-то подвох

В открытую сделать комплимент мужчине лет сорока пяти, который вышел из ТРЦ «Макси», я не решилась — мало ли что подумает! — потому зашла с другой стороны: сделала вид, что заинтересовалась его машиной. Это не вызвало в человеке раздражения, он был даже отчасти польщен и со смехом заявил: «Путь к сердцу мужчины лежит через его автомобиль!». Я призналась, почему подошла с такими словами, и он сказал, мол, догадался, что не просто так. Мы немного поговорили о неожиданных комплиментах, и мужчина заметил, что это не наш стиль жизни, потому люди осторожничают, чуют в этом какой-то подвох. Согласился со мной, что на улицах редко увидишь улыбающиеся, приветливые лица, большинство людей кажутся озабоченными, погруженными в себя, в свои проблемы и мысли. И что у людей крайне редко возникает желание сказать другому что-то приятное.

Стара я для комплиментов

В городской поликлинике в очереди к участковому терапевту немолодая женщина привычно жалуется на недомогания и между делом вставляет, что ей семьдесят шесть лет. В ответ на замечание, что она прекрасно выглядит для своего возраста, машет рукой со словами: «Я и в молодости-то к похвалам не привыкши была, а сейчас уже что говорить! Какая разница, как выгляжу, здоровье бы было! А с лица, как мне сызмала говорили, воду не пить. Это артистки, у кого много денег, и в девяносто красавицы, а нам, простым пенсионеркам, надо о хлебе думать!»

Красива, как и полвека назад

Пожилая дама в кокетливой шапочке и пальто с чернобуркой — спина не согнута, выражение лица безмятежное, со следами былой красоты. Женщина не просто неторопливо идет по направлению к собору Александра Невского, а любуется заснеженными деревьями. Вокруг никого, кроме нас, и я говорю: «Хорошая погода, правда? И вы такая красивая!» Она улыбается и произносит: «Да, зима пришла. А что красива, я знаю — мне всегда говорили и сейчас говорят». Рассказывает, что ей уже под девяносто, что у нее было много поклонников «даже из партийного аппарата», что еще в советские годы она бывала за границей и всегда считала, что жизнь — самая интересная и непредсказуемая штука на свете. «Хватает в ней и плохого, и хорошего — главное, о чем больше думаешь. Я до сих пор радуюсь каждому дню, и огорчает только одно: все мои лучшие подруги уже умерли», — говорит она. Мы прощаемся, желая друг другу всего хорошего, и меня долго не покидает светлое и немного грустное чувство.

Зачем с утра портить себе настроение?

Вновь поликлиника, очередь на анализ крови. Народу полно, все время подходят новые люди. Когда передо мной и за мной уже кто-то есть, ненадолго отлучаюсь в регистратуру. Возвращаюсь, а в коридоре шум: как это часто случается, образовалось две очереди, и люди спорят, кто за кем стоит. Напускаются на бабульку, которая, якобы заболтавшись с соседкой, вовремя не ответила, что она последняя. Предлагаю разобраться и восстановить справедливость, после чего достается и мне: кто-то не помнит, что я вообще занимала очередь, другие выдвигают обвинения, что я тоже куда-то отходила. Я улыбаюсь, держусь совершенно спокойно, и волны негатива постепенно откатываются назад. Женщина, которая передо мной, встает на мою сторону, и вскоре мы без нервов выясняем, кому за кем держаться. Когда все успокаиваются, какой-то мужчина замечает: «И к чему надо было с утра портить себе настроение?»

Чуть что, сразу в крик!

Купила в продуктовом магазине баночку салата из водорослей. Вечером открыла — плохой запах, сверху плесень, хотя срок хранения еще не вышел. Оделась и пошла в магазин. Перед витриной с колбасами, сырами и готовой едой стояла женщина и кричала на продавца, которая в свою очередь активно защищалась. Прооравшись, покупательница ушла, а я вежливо обратилась к продавцу и вполне доброжелательно объяснила, в чем дело. Она молча ушла и привела из служебного помещения другую женщину, которая спросила, есть ли у меня чек. Я сказала, что чек не сохранился, но не могла бы она найти выход из положения. Сотрудница магазина вынесла мне деньги, я ее поблагодарила, а она, чуть подумав, извинилась. Было видно, что она ждала возмущения и удивилась, что, оказывается, так случается не всегда.

«Школа роботов», где учат показной вежливости и неискренним улыбкам

Сейчас во многих заведениях и точках сотрудники вежливы, но не искренне, а просто по долгу службы. Их учат улыбаться и произносить заученные фразы, причем отрепетированным тоном, после чего всегда хочется задать вопрос, где эта школа роботов? От такого общения настроение не улучшается, а портится, потому как чувствуешь, будто тебя обманывают или пытаются заманить в некую ловушку. Так, на первый взгляд, приветливая девушка в ответ на заданные очень вежливым тоном, но многочисленные и, по ее мнению, глупые вопросы начала злиться. Она старалась это скрыть, но ни холодные глаза, ни притворно растянутые губы не способны обмануть. На ее лице было написано: «Вот тупая, даже такого не знает! Шла бы уже отсюда!» Вежливости можно научить, куда сложнее переделать человеческую суть и натуру.

Итак, в большинстве своем люди отвыкли и от улыбок, от комплиментов. Они в них не верят и не хотят дарить их другим, чем, сами того не подозревая, обедняют себя. Чаще всего средством воздействия служат грубость и сила, в последнее время многие использую лишь ее и воспринимают тоже, к сожалению, только ее. Нас вышвыривают из учреждений, нам хамят в очередях, мы без конца сталкиваемся с равнодушием, а то и с грубостью. И в ответ делаем то же самое. Для некоторых, как это ни страшно, проявление вежливости — просто слабость, говорящая о неумении постоять за себя, вызывающая неуважение. Во всем этом, как принято считать, виноваты действительность, суровые будни, множество нерешенных проблем. А может, мы сами? Что если это правда?

Срочные новости в нашем Telegram