«Не каждый олигарх закатывает такие пиры, какие по карману оборотистому архиерею» Откровения бывшего семинариста, от которых становится не по себе
Личный опыт

«Не каждый олигарх закатывает такие пиры, какие по карману оборотистому архиерею». Откровения бывшего семинариста, от которых становится не по себе

seminarist-istoria

В церкви, как и везде, есть свои проблемы. О некоторых из них не принято говорить вслух. Издание «Собеседник» опубликовало откровения бывшего семинариста: почему после пятилетнего обучения в духовной семинарии он решил отказаться от церковной карьеры?

Икра, осетрина – что Бог послал

— В духовную семинарию я попал почти случайно. Всегда читал много сложных философских книг, увлекался восточными трудами и практиками, занимался йогой. А тут, во время одной из поездок, моя девушка предложила заехать в ближайший храм. Церковь была уютной, священник – душевным. Одним словом, потянуло. Стал много читать, а потом для получения системного религиозного образования решил поступить в семинарию.

seminarist-istoria

Ничего сложного в этом нет: конкурса в моем регионе практически не было. Единственная загвоздка у меня была в пении. Это для священника считается важным, а у меня данные – не очень.

На первом курсе мы только учились. На втором нас стали подтягивать к реальной церковной жизни. Ну как подтягивать. Например, 3–5 человек отправляли убирать архиерейские палаты. Чаще всего это случалось накануне пирушек митрополита с бизнесменами и чиновниками. Часов с 10 утра мы убирались, потом накрывали на стол, ждали, пока пройдет праздник, потом еще часов до двух ночи все убирали. Подъедали, что оставалось, – что скрывать, студенческие времена всегда полуголодные.

seminarist-istoria

Некоторые блюда я видел и пробовал впервые. Черная икра, красная икра, осетрина, водки, коньяки… В общем, не каждый олигарх закатывает такие пиры, какие по карману оборотистому архиерею. Все, конечно, окупалось – у нашего, например, было две квартиры, автомобиль представительского класса и даже норковая шуба.

После таких поездок лекции о важности смирения и подавления страстей шли как-то особенно туго… При этом студентам могли устроить выволочку за джинсы, прическу чуть моднее, чем позволено, смартфон.

Армия Христа

В церкви – как в армии. А в семинарии – как в самом жестком ее подразделении. Нас могли отправить через полгорода разгружать фуры с картошкой. Часа 4–5 работаем до упаду, голодные идем домой пешком, так как нам даже на проезд не дали. Спрашивать, что за фуры, чья картошка и кто получает за разгрузку, нельзя. Непослушание. Оно грозит новыми поручениями. Регулярно разгружали доставленные свечи – а они тяже-е-е-е-лые! Могли отправить и туалеты мыть.

seminarist-istoria

В наш домовый храм не пускали в тапочках – только в ботинках. Я как-то возразил, что Иисус Христос сам порой ходил в тапочках, а то и вообще без них, – вызвали на педсовет. За чайник в комнате общежития – выволочка.

Не все выдерживали давление. Кто-то тихо заливал переживания алкоголем. Один мой сокурсник почти сошел с ума – бросился с ножом на преподавателя.

Бизнес на вере

Как-то меня отправили на практику в Московскую патриархию. Помню, там был вопрос к слушателям: «Что самое главное вы должны всегда помнить?» Мы давай вспоминать заповеди, учение Христа. А преподаватель нам говорит: «Главное – это какого числа сдавать финансовый отчет в патриархию».

seminarist-istoria

Патриарх Кирилл за трапезой

В общем, поставить церковную кассу, церковную лавку и начать отчислять деньги.

Когда говорят про большие деньги в церкви, многие даже не понимают, какие это средства. Московский монастырь, где я одно время подвизался, платил налог в Московскую патриархию 5–10 млн в месяц. На Урале, где я живу, доходы скромнее, Москве отдают 0,5–1 млн рублей каждый месяц с храма.

Когда дело шло к моему рукоположению и выбору прихода, мне один священник сказал: «Если занесешь 5 млн митрополиту, получишь хороший приход, в котором вернешь деньги уже в первый год». Я растерялся: у меня нет таких средств, квартиру, что ли, продавать? «Продавай, – ответили мне. – Все вернешь, не бойся».

На такое я, конечно, не решился. Хотя со временем понял, что бизнес и в самом деле гарантированный.

Четыре руки святого

Чудеса – одна из основных статей дохода. Пояса и мощи святых дают бесперебойное пополнение церковной казны. Мне доводилось как-то сопровождать мощи, происхождение которых было неточным. Много подделок возникло еще в Средние века. Но об этом предпочитают не распространяться. Так, например, есть 5 голов Иоанна Крестителя, 4 руки апостола Андрея, а какие из них подлинные, не уточняется. В Питере был богослов, который исследовал эту тему, и его за это погнали. Люди идут, деньги приносят – и хорошо. Плюс масло, водичка, свечи.

seminarist-istoria

Мой товарищ стоял в сопровождении Пояса Богородицы, который возили по стране, – за один день получил 15 тысяч рублей. На это еще владыка Никон сказал: «Деньги – это кровь церкви».

Нетрадиционное лобби

Казанский храм Воскресенского Новодевичьего женского монастыря Петербурга. Молебен у ковчега с Поясом Богородицы совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, в сослужении викариев Санкт-Петербургской епархии и сонма духовенства.

seminarist-istoria

Голубое лобби, о котором говорит Андрей Кураев, – не миф. Еще курсе на третьем я заметил, что ко мне как-то по-особенному относится учитель пения. Приобнимет, норовит в щеку поцеловать. Но больше я к себе лично «особенного» внимания не ощущал.

А вот товарищ мой студенческий натерпелся больше: иподьякон, который с нами жил в одном общежитии, как выпьет, так проявлял к нему свой нездоровый интерес. Один раз даже подарил ему интимный подарок – белье с сексуальными сценами. Как-то греческая делегация к нам приезжала, так один из гостей даже зажал бедного Пашку в углу, тот еле вырвался. Но здесь целиком – твой личный выбор. Пашка сейчас женат, двое детей, служит священником в простом храме.

Есть и те, кто соглашался. Я знаю троих из нашей семинарии, и у них уже пошла неплохая карьера. Думаю, митрополиту даже выгодно продвигать людей с «секретами» – ими проще управлять.

Один священник в нашей епархии умер от СПИДа. Но причина его смерти не разглашалась.

Суд Божий и светский

Во время моей учебы наша епархия прогремела уголовным делом над блогером Соколовским. Да, дурачок, да, богохульник – ну что его за это, сажать, что ли? Епархия зачем-то начала с ним войну. Семинаристы в большинстве своем не понимали, зачем иерархам нужно непременно растоптать этого человека и откуда в них столько вражды к парнишке, который просто страдает ерундой. Но нам тогда прямо объявили: кто пойдет в суд над Соколовским и скажет, что не оскорблен его действиями, тот моральный урод и извращенец.

seminarist-istoria

Итоговая аттестация студентов 4-го курса очного отделения Коломенской духовной семинарии

Я свое видение ситуации, что по-божески надо бы простить неразумного блогера, изложил на своей странице в Интернете. Меня назвали иудой. Священник из епархии позвонил и пообещал меня встретить и избить и, как он сказал, «познакомить мое лицо с Евангелием». Потом стали сыпаться угрозы мне, моей девушке, моему брату-школьнику.

В общем, уже к концу учебы я понял, что это все не мое. Да и владыка заартачился – понял, наверное, что со мной потом проблем не оберешься. Обиделся на меня. Видимо, хотел, чтобы я на коленях приполз, умолял, как это и принято. Но я не стал.

seminarist-istoria

Рукоположение выпускника КДС монаха Иоанна (Железова)

Годы учебы не прошли даром – прочитал много книг, успел подтянуть языки. Сейчас преподаю в школе. Езжу в деревенский храм, где служит простой священник, далекий от Интернета, скандалов, он и знать не знает, что я  бунтовщик с точки зрения епархии. У меня с ним хорошие отношения. Он как раз из тех, кто честно служит за зарплату 30–35 тысяч и ездит на «копейке».

Семинарию стараюсь помнить с хорошей стороны, курс у нас был дружный. Со многими семинаристами общаемся до сих пор.

Справка:
Духовная семинария – учебное заведение для подготовки православного духовенства.
В России около 50 семинарий, где обучаются порядка 18 тысяч студентов.
В семинарию принимаются лица мужского пола, православного вероисповедания, в возрасте от 18 до 35 лет, имеющие полное среднее образование. Будущий семинарист должен быть холост либо женат первым браком.
Обучение очное и заочное. Срок обучения – 4–5 лет.

Читайте также

Миссия «Губернiя Daily» — быть самым интересным и необычным интернет-порталом. Сайт создан журналистами газеты «Карельская Губернiя».

Архив

© 2011-2019 Губерния Daily. При использовании информации, размещенной на сайте «Губернiя Daily», активная ссылка на материал обязательна

Наверх
Change privacy settings