Личный опыт

«Подруги приходили ко мне в гости не пить вино, а помогать с проверкой тетрадей». Молодая петрозаводская учительница рассказала, как жила на 20 тысяч до того, как бросила работу в школе

Далеко не каждый студент педагогического факультета идет потом работать в школу. А некоторые молодые педагоги, попробовав себя на этом поприще, решают найти другую работу. Мы спросили у двух учительниц об их стандартном рабочем дне, оплате труда и самых радостных моментах работы в школе.

Юлия*, работает учителем английского пятый год:

Мой рабочий день такой: подъем в 6:30 утра, уроки начинаются в 8:15 (в зависимости от дня недели, могут начинаться в 9:55, но тогда все равно прихожу в школу пораньше — проверить тетради, отчеты и т.д.). Заканчиваются тоже всегда в разное время, но примерно ухожу со школы в 15:00-16:00. Либо уроки заканчиваются в это время, либо консультации, либо домашнее обучение. Подготовка к уроку занимает больше всего времени: обычно я готовлюсь к работе летом, а во время работы просто просматриваю готовый материал и что-то добавляю или убираю. Проверка тетрадей – тут в зависимости от типа работы, если это был тест, то проверить всё легко (не больше часа), а если это письмо или сочинение-рассуждение, то, конечно, это часы…

Но большую часть времени еще занимают отчеты, заполнение электронного дневника, связь с другими учителями (по отчетности), связь с родителями. Я стараюсь закончить все дела в 20:00 и все оставшееся время посвятить друзьям и семье. Если что-то остается не сделано – переношу на другой день.

На старте было интересно, познавательно, хотелось проявить себя. Приходишь на урок с горящими глазами, готовый научить детей всему, что знаешь. Это осталось и сейчас. Хочется, чтобы дети запомнили твой каждый урок, чтобы они все поняли и унесли в головах что-то домой. Конечно, это большая ответственность, это понимаешь еще на первых уроках, и в особенности перед экзаменами. Но если вкладываешься и отдаешь детям всю душу – это окупается. Дети это чувствуют.

Само собой, когда пишешь отчет в первый раз, тратишь очень много времени, ищешь информацию. Со временем становится легче, но отчетов больше. Не скажу, что на подготовку к уроку тратится меньше времени. С каждым годом меняется материал, дети, поэтому все необходимо готовить заново.

Что самое сложное в работе учителя? Попадаются разные дети, разные родители, уроки проходят не так, как планировались заранее. Некоторые дети приходят на урок уже с мотивацией на учение, а некоторых необходимо мотивировать.

Я считаю, что зарплата врачей и учителей должна быть выше. Сравнивая со странами Европы, у нас самая маленькая зарплата. У них больше ценится труд учителей.

Радость доставляют дети, когда у них все получается, когда они подходят к тебе и говорят: «Вы наш самый любимый учитель», «А я летом ездил за границу и там смог разговаривать на английском языке», или когда они просто подходят и говорят: «Спасибо». А бросить все хочется, когда вечерами сидишь в школе за проверкой тетрадей или за отчетами…

Ольга*, бывшая учительница русского и литературы. Ушла из школы через пару лет работы:

Когда я работала в школе, каждый день просыпалась в 6:00. Чтобы покормить себя и кота, отгладить платье или рубашку, собрать необходимое и добраться до работы (дорога занимала от 25 до 40 минут). В 8:00 я должна была уже сидеть в кабинете, сменив обувь и подготовившись к началу рабочего дня. За пару месяцев к такому режиму привыкаешь.Из школы уходила всегда в разное время. Если не хотелось нести тетради домой, то проверяла в классе и выходила из школы часов в 19. Если было родительское собрание, то могла и в девять вечера уйти домой. Когда вела театральную студию, то тоже раньше семи не выходила.

Иногда совсем не хотелось сидеть в классе, я собирала тетради в пакет и уходила проверять домой. Тогда могла вернуться к 16 часам. И, конечно, проверки были каждый день. Так что сон мне только снился, а личная жизнь была с субботы на воскресенье (не чаще). Спала часов по 5-6, иногда меньше, больше — только в выходные. Наверное, учителя русского языка после 3-5 лет работы привыкали к проверкам, совершали их на автомате, но мне было интересно вчитываться в сочинения по русскому, по литературе... вот и сидела порой до середины ночи.

Сейчас я работаю с 9 до 17, в 7:00 просыпаюсь, в 23:00 укладываюсь. После работы я не работаю, а посещаю тренировки, встречаюсь с друзьями, готовлю вкусности для семьи, посещаю открытые лекции. И такой режим мне куда больше подходит.

Самым сложным в работе было для меня общение с завучем, очень неприятная и грубая женщина. С родителями тоже было сложно, особенно с теми , которые не видели, что проблема в них. Вот приходит мальчик в школу, толкает на лестнице парня из соседнего класса (внешне похожего, на представителя другой национальности) и обзывает неприличными словами. Вызываешь в школу папу, а он тебе выдает: «Не, ну, а че всякие наприезжали». Вот какие после этого вопросы к ребенку?

А с детьми работать очень нравилось. Дети искренние, эмоциональные, по ним сразу видно, нравишься ты им или нет. Дети куда реже взрослых лицемерят, они открыты к диалогу, они могут меняться.

Меня напрягало в работе отсутствие личного времени. Своего парня я видела только по выходным (если не было походов с детьми, поездок или не требовалась помощь родителям), не было времени на тренировки и вечера с друзьями. Мои подруги-филологи приходили ко мне в гости не пить вино, а помогать с проверкой тетрадей. И бесила необходимость заполнять тонны никому не нужных бумажек. Никому не нужных.

Моя зарплата за полторы ставки, ведение кружка, классное руководство и научное руководство была от 20 тысяч до 24. Тогда я отвечала ежедневно за физическое и психическое здоровье 30 детей, имела ненормированный рабочий день, консультировала по телефону родителей даже в 10 вечера, один раз даже упала в обморок в школе от волнения. Сейчас я зарабатываю в полтора раза больше, а моя ответственность в разы меньше. Как минимум, если тот, с кем я работаю, упадёт на лестнице и сломает руку — меня не посадят.

Врачи берегут ваше здоровье и спасают вам жизни, учителя отвечают за жизни ваших детей, формируют их взгляд на мир, их отношение к окружающим, пожарные спасают ваши жизни. Я считаю. что эти люди должны зарабатывать больше депутатов и обязаны иметь золотые парашюты — ведь от них зависит будете ли вы жить и как будете жить.И да, я считаю, что платить учителю меньше 20 тысяч в месяц — это дико и несправедливо. Спросите любого человека на улице, готов ли он 6 дней в неделю нести ответственность и формировать личности 30 человек ну, тысяч за 17?

Бросить работу мне хотелось, когда смотрела на себя в зеркало и наблюдала, какой активной жизнью живут мои друзья. А радовалась почти каждый день. Дети умеют отдать обратно ту любовь, которую ты им даришь. Радовалась успешным выступлениям своих учеников, каждому их сертификату и грамоте, радовалась, когда выигрывала с ними соревнования и выводила их на крутых экскурсии и спектакли.

Много в школе радости. Просто кушать тоже хочется. Если тебе повезло и ты живёшь в своей квартире, то можно иногда даже покупать себе косметику. Ну, допустим, ты зарабатываешь в школе 20 тысяч. 5 отдал за счета, 10 тебе нужно на еду в течение 30 дней, 5 уходит на проезды, летбытхим, носки\трусы и другую мелочь. Я ни разу, пока работала в школе, не купила себе сама осеннюю или зимнюю одежду или обувь, всегда покупали родители. Не знаю, как можно работать учителем и находить время на своих детей. Не понимаю, как учителя содержат на свою зарплату себя и ребёнка, если в семье 1 родитель. Если только подработками и репетиторством.

* Имена героинь публикации изменены. 

Иллюстрации — кадры из фильма «Учитель на замену»

Срочные новости в нашем Telegram