«В балете тяжелее девчонкам!» Артист балета о жесткости, диетах, шоу-бизнесе и японках
Личный опыт

«В балете тяжелее девчонкам!» Артист балета о жесткости, диетах, шоу-бизнесе и японках

При слове «балет» почти каждый из нас представляет шелковые пуанты и изящную балерину в нарядной пачке. Но ведь балет не только для женщин, но и для мужчин. Как чувствует себя мужчина в этом виде танца, нужно ли ему сидеть на диете и тяжело ли подчиняться жестким наставникам, а также о шоу-бизнесе и работе в шоу-балете мы поговорили с Вадимом Харитоновым, артистом балета и педагогом-репетитором Музыкального театра Карелии.

937388ac-ea15-4789-a211-e4d37058ebbf

Я родился и вырос в Перми, и среди моей родни не было артистов. Дядя, правда, играл на скрипке, но по профессии он был авиаконструктором. А я, учась в первом классе, сам записался в хореографическую студию при Дворце культуры, где начал постигать искусство танца. Я жил в непростом районе, где случались драки, обитало много хулиганов, потому занимался еще и боксом. Когда пришла пора выбирать свой путь, родители мне сказали: «Или сломанный нос, или балет!» И я выбрал балет.

В первый раз, в 1978 году, меня не приняли в Пермское хореографическое училище из-за формы: не дорос, да и комплекция была не та. Зато через два года я выдержал конкурс порядка ста человек на место и попал в экспериментальный класс, в котором учащиеся проходили восьмилетнюю учебную программу за шесть лет. Нагрузки, конечно, были большие, и отсев тоже.

С педагогами повезло, они вкладывали в нас все, что могли, хотя методы обучения иногда были довольно жесткими. Так, многие ходили «с отпечатком пятерни на ноге», а знаменитый педагог Л.П. Сахарова, создавшая методику преподавания классического танца, вообще редко сдерживала себя. Кто не выдержал, тот ушел, а среди закончивших учебу многие стали известными и успешными. Я благодарен всем педагогам, а также тогдашнему директору училища П.Б. Коловарскому.

b4c656ba-611a-4096-8ddc-e258515d76d3

В балете тяжелее девчонкам. Они, как правило, пока учатся, сидят на диетах, а мальчишки — нет. Одному моему однокурснику с недостатком мышечной массы, наоборот, прописали прием довольно известной смеси «мед, грецкий орех, сливочное масло» два раза в день по столовой ложке. Родители присылали ему это «лекарство», и он принимал; правда, соседи по общежитию помогали ему прикончить содержимое банки гораздо быстрее, чем следовало. Жизнь в училище была интересной. Я, в отличие от многих, мог и подраться, из-за чего меня даже хотели несколько раз отчислить.

По своим данным я больше характерный танцовщик, еще на третьем курсе исполнял Испанский танец из балета «Лебединое озеро». И заявки от «покупателей» на меня пришли из многих уголков страны, даже из так называемых секретных городов с объектами военно-промышленного комплекса. В 80-е годы зарплата солиста балета первой категории составляла 150 руб., а в этих городах артисты получали вдвое-втрое больше. Но при этом были лишены возможности гастролировать, кроме как по таким же «секретным городам», потому на эти предложения я не откликнулся.

abbd7e0d-6843-44a4-9b98-e47f24624d6c

Я очутился в Петрозаводске в 1986 году, до сих пор здесь живу и работаю в Музыкальном театре. Исполнял сольные партии в балетах «Жизель» (Ганс), «Сильфида» (Гунр), «Все о любви» («Кукольный домик» — Солист) и других. Педагогом-репетитором начал работать с 2011 г., но до этого в моей жизни произошло много интересного.

Начнем с того, что вскоре меня прямо с гастролей призвали в армию, и я два года прослужил в действующих войсках, при том что артистов балета в театрах катастрофически не хватало! А после грянули пресловутые девяностые с инфляцией и разрухой, и мне пришлось заняться шоу-бизнесом. Был создан шоу-балет «Атлантида», в котором я и сам танцевал. И выживали мы только благодаря своему профессионализму. Сами придумывали и шили костюмы, украшая их стразами Сваровски: парадокс, но в те годы эти «камушки» можно было покупать в Питере «на развес», причем недорого.

622832cb-ffaf-44de-925f-88f122ac2763

В 1995 году я вернулся в театр, но тяга к шоу-бизнесу осталась, я не оставлял его никогда, и не только оттого, что это приносило доход, а потому, что мне было интересно. Как и во многих делах, здесь главное попасть «в струю».

Балет остается балетом, но, как и во всяком виде искусства, в нем надо двигаться вперед, искать что-то новое, пытаться удивить зрителя. В нашем театре и городе есть такой хореограф — это Кирилл Симонов. В поисках нового он не боится интерпретировать классический балет в своем современном видении. Его спектакль «Ромео и Джульетта» с элементами модерна стал лауреатом премии «Золотая маска». А все потому, что постановка очень искренняя, в хорошем смысле натуральная: если льется вода, то это вода, если кому-то дают пощечину, то это пощечина.

Балет — это не только отточенные движения, это вживание в образ. В свое время я танцевал в спектакле «Все о любви»: это была первая постановка Симонова в нашем театре. Герои спектакля — пара геев, пара лесбиянок, пара традиционной ориентации. Играя одного из героев спектакля, я настолько вживался в роль, что полностью осознавал, «убивая» на сцене своего партнера, что происходит с человеком, когда сперва ему кажется, будто он ненавидит, а потом он понимает, что это все же не ненависть, а любовь. И я по-настоящему рыдал над телом погибшего друга. То же самое было и с Гансом в «Жизели». Я буквально ползал по полу и почти что сходил с ума, понимая, что Жизель умерла.

551b72fd-a527-43c6-a49c-6ab0968d8b0d

В балете мало что бывает легко, но любовь к своему делу помогает преодолевать трудности. Настоящий артист балета воспринимает окружающий мир через призму своей профессии, не боится перемен, желает двигаться вперед. Мне всегда нравилось работать с разными балетмейстерами, потому что в постановках каждого есть своя изюминка. А еще у меня всегда была установка — не показывать в театре своего настроения: ни коллег на репетициях, ни зрителей на спектакле не интересует, какие у тебя переживания и проблемы. Этому я учу и молодежь, хотя не у всех получается следовать такому совету.

Почему в балетах Симонова многие сольные партии исполняют японки? Я не хочу сказать, что они лучше наших, однако японки очень трудолюбивы и всегда работают с полной отдачей. В хореографических учебных заведениях России хорошая подготовка, а что касается работы именно в Музыкальном театре Карелии, то наша труппа — это труппа европейского уровня.

0278ea3a-bfd4-4224-af19-0a657c13e1bb

Я много ездил по балетным училищам, смотрел выпускников: нагрузки на репетициях и спектаклях в нашем театре способен выдержать не каждый. При этом нам, к сожалению, сложно заинтересовать артистов с материальной точки зрения: жилье предоставляется, а вот зарплаты невелики и мало возможностей выезжать на гастроли. Тем не менее сейчас состав труппы стабильный; правда, как обычно, не хватает артистов-мужчин, без которых не поставить многие балеты, например, «Спартак».

Долго ли длится балетный век? Существует такое выражение: «Когда есть чем танцевать, голова не соображает, как, а когда начинает соображать, танцевать уже нечем». Это шутка, в которой есть доля правды. Артисты балета выходят на пенсию после двадцати лет стажа. При этом я до сих пор выхожу на сцену: сейчас в моем репертуаре балеты «Ромео и Джульетта» (патер Лоренцо), «Конек-Горбунок» (охрана царя), «Анна Каренина» (Стива Облонский»).

55c35a2b-5cc8-40d4-90db-0a19ab029aca

Педагогическое образование я получил в Академии русского балета имени А.Я. Вагановой. Помимо хореографии в балетной труппе я преподаю сценическое движение оперным вокалистам. Случается, кто-то из них обладает великолепным голосом, но при этому человека полная дискоординация движений. Что называется, «встал, ручки сложил, и все». Искусство жеста на сцене — это самое сложное. Надо уметь петь в зал, обращаться к залу, передавать свои эмоции и, соответственно, получать отдачу, ради чего мы, собственно, и служим искусству. В моей творческой жизни были случаи, когда на концертах люди аплодировали стоя — это невозможно сравнить ни с чем.

Артисты балета, получившие образование в России, ценятся во всем мире и нередко добиваются большого признания. Так, мой однокурсник Андрей Березин имеет пожизненный контракт в театре легендарной танцовщицы и хореографа Пины Бауш; он приезжал в Москву с постановкой «Семь смертных грехов». В этом театре артисты учат роли (в спектаклях театра Пины Бауш танцовщики разговаривают на сцене) на языке той страны, куда отправляются на гастроли.

38f0de59-989e-4a18-b2be-0093e72c4514

Главное для артиста — заниматься любимым делом. Мне очень нравится работать с детьми; я был участником постановки нескольких сказок, например, «По щучьему велению», «Принцесса без горошины», «Морозко». Я рад, что петрозаводчане посещают серьезные постановки, хотя город больше приучен к комедиям. Приятно, когда тебя узнают на улицах, подходят, здороваются, говорят хорошие слова. Я могу сказать, что в свое время выбрал правильный путь и что моя жизнь удалась!

Читайте также

Миссия «Губернiя Daily» — быть самым интересным и необычным интернет-порталом. Сайт создан журналистами газеты «Карельская Губернiя».

Архив

© 2011-2019 Губерния Daily. При использовании информации, размещенной на сайте «Губернiя Daily», активная ссылка на материал обязательна

Наверх
Change privacy settings