Личный опыт

«Обвешивают, обсчитывают, обманывают...» Откровения простой кассирши супермаркета

Кассиров в супермаркетах и магазинах мы часто не замечаем. Человек, который пробивает тебе товар на кассе, для многих как часть торгового зала, предмет интерьера. А ведь для того, чтобы работать кассиром, нужно отменное здоровье, крепкие нервы и еще много чего. В этом мы убедились, побеседовав с представительницей этой профессии. Кассир одного из сетевых магазинов Петрозаводска откровенно рассказала нам о просроченном товаре, грубых покупателях, надоедливых бабушках и о том, правда ли то, что кассиры целый день не имеют права никуда отлучаться и поэтому работают в памперсах.

При всем желании работу продавца-кассира нельзя назвать легкой, потому и такая текучка. Наверное, многие покупатели замечают, что в некоторых магазинах что ни месяц, то новые продавцы. Я сама много раз переходила с места на место. Сейчас скоро год, как работаю в одном из сетевых магазинов, потому что он самый близкий от моего дома. Поскольку смена заканчивается поздно, лучше, чтобы дорога занимала как можно меньше времени, да и безопасность имеет значение.

Работаем мы кто как: два через два, три через один. Нередко приходится выходить на смену и в свой выходной — когда кто-то заболеет или уволится. Если нет возможности или желания, чтобы тебя внезапно вызвали на работу, тогда отключаешь мобильник. Больничный мы берем нечасто, так как это не приветствуется, к тому же в таком случае теряем в зарплате. Хотя многие часто простужаются: из-за сквозняков, постоянно работающего холодильного оборудования.

Обучение происходит на месте; как правило, под руководством старшего или более опытного кассира. В нашем магазине людей с торговым образованием очень мало — в основном это женщины самых разных профессий. Обычно в супермаркеты идут те, кто не может найти другую работу. Часто молодежь оканчивает колледж или техникум, а по специальности не устроиться: помыкаются-помыкаются и идут к нам. Раньше это были в основном девушки, сейчас появились и парни. Люди среднего возраста — это, как правило, те, кто уже имеет опыт работы в торговле.

В нашей профессии требуется и внимательность, и выносливость, и скорость. Представьте, что вы сидите на кассе, люди идут почти сплошным потоком, и надо правильно пробить весь товар, не ошибиться с деньгами. До этого я работала в другом сетевом магазине, где покупатель не сам пробивает штрих-код для овощей или фруктов — это делается на кассе. Беру из корзины пакет с яблоками, а пойми, что это за сорт? Приходится запоминать и весь товар, и код, чтобы не искать его в списке и не тормозить работу. А в другом случае сам покупатель может налепить что-то не то: за всем не уследишь.

Сейчас у меня многое доведено до автоматизма, а в самом начале была и паника, и дикая усталость, и обида, и слезы. Потому, случается, новенькие проработают день или два — и уходят, потому как считают, что не выдержат ни темпа работы, ни общения с людьми. Далеко не все покупатели способны понять, что девушка, первый день работающая на кассе, волнуется, все делает медленно. Многие негодуют из-за этого, но учиться-то ей надо!

За кассой мы сидим не весь день: такого никто не выдержит. (Где-то прочла, что кассиры не могут выйти в туалет и работают в памперсах — посмеялась: это неправда!) Выкладка товара в зале — для меня как минуты отдыха, хотя тут тоже необходимо все делать быстро. А еще надо вырезать ценники, не перепутать, что к чему относится, и перво-наперво поменять те, где товар продается или уже не продается по акции. И, конечно, нужно следить, чтобы на полках не было просроченного товара: вопреки распространенному мнению, никто его специально туда не подкладывает!

Мифов о работе продавцов-кассиров вообще очень много, и некоторые из них тянутся еще с советских времен. Какие слова традиционно употребляются в наш адрес? Правильно: «обвешивают», «обсчитывают», «обманывают». Как будто работать в торговлю идут только люди с воровскими наклонностями или все, кто устроился в магазин, почему-то становятся нечестными. К тому же, пробивая цену товара по штрих-коду, кассир не может обсчитать, разве что код наклеен неправильно, но это случается крайне редко, и причина опять-таки в невнимательности, а не в умысле.

Каждая третья бабушка возвращается в кассу с чеком и вопросами: «А почему тут так? А здесь вы правильно пробили?» Приходится объяснять, а другие покупатели ждут. Впрочем, не все. Однажды с утра работать на кассе было буквально некому, и собралась очередь. Кто-то молчал, другие ворчали, а одна женщина закричала девушке-продавцу, которая раскладывала поблизости товар: «А ну, быстро садись за кассу!» Та буквально оторопела. Бывает, наберут товар и только на кассе «узнают», сколько все это стоит. Возмущаются, бросают корзины, заставляют делать возврат.

Грубость покупателей — это то, с чем мы сталкиваемся почти каждый день. Нет продавца в отделе, обратись к другому, вежливо попроси, чтобы кто-нибудь подошел. Зачем стоять и злобно и кричать в пространство: «Здесь вечно никого нет! Опять чай в подсобке пьете! Где ваше начальство? Жалобу напишу!» А дело в том, что у нас попросту не хватает работников. Почему до некоторых не доходит, что мы такие же люди, мне непонятно. Я сначала переживала, а теперь не обращаю внимания: все равно большинство покупателей смотрят на нас, как на мебель.

Никаких льгот у нас нет. Скажем, в нашем супермаркете мы не покупаем продукты со скидкой. Просроченные (как правило, они еще вполне годны в пищу) — пожалуйста, а остальные — на общих основаниях. А в одном из магазинов, где я когда-то работала (не буду его называть, хотя сейчас он уже закрылся), начальство буквально заставляло продавцов брать «просрочку», хотя не всем же она нужна!

Задумывался ли кто-нибудь, насколько «приятно» людям выходить на работу первого января, пусть даже и позднее, чем обычно? На мой взгляд, скользящий график хорош только тем, что на неделе ты имеешь возможность сходить в какие-то учреждения. График отпусков тоже не всегда удобный — порой о том, чтобы отдохнуть летом, приходится только мечтать. Да и начальство нас не очень-то ценит: как правило, никаких поздравлений с праздниками и подарков. На работе мы никаких посиделок не устраиваем: некогда. Быстренько перекусишь — и вперед!

Воруют ли люди товары? Еще как! Много чего выносят зимой под одеждой. Так, однажды перед Новым годом заказали на пробу очень дорогую сырокопченую колбасу. Сомневались, будут ли брать? На следующий день глянули — пустая полка! Удивились, так как никто из кассиров не помнил, чтобы ее пробивал, а когда менеджер посмотрел по компьютеру, выяснилось, что колбаса должна лежать на месте. То есть всю украли! Был случай, когда весьма приличная с виду дама набила карманы пальто дешевыми трусами. Протыкают пакеты с расфасованными конфетами и тащат поштучно. А еще никогда не забуду, как бомж съел булку прямо в зале. И что с ним сделаешь? Мы ему простили.

Про разные категории покупателей и сказать можно разное. Мужчины почти никогда не грубят, а очутившись в винном отделе, очень любят заводить разговоры «по душам», потому там мне работать не нравится. Больше всего хамят дамы среднего возраста, а вот молодежь — нет. У бабушек всегда по два кошелька: с бумажными деньгами и с мелочью, которую они обычно высыпают на ладонь. Дети часто капризничают у кассы, потому что там продаются жвачки, леденцы, шоколадки и прочее.

Отличается отношение покупателей и друг к другу. Часто женщина поставит корзину, рядом сумку — все, места для следующей корзины уже нет. Пока медленно не пересчитает сдачу, не уберет ее в кошелек, а кошелек — в сумку, с места не сдвинется. Следующий за ней покупатель стоит с тяжелой корзиной в руках и ждет.

Разумеется, не все так плохо. Есть постоянные покупатели: они здороваются, даже при встрече на улице, улыбаются. Таких людей мы тоже узнаем и очень им благодарны. Бывало, в праздники покупатели дарили нам шоколадки, цветы — это, конечно, очень приятно. Находятся и такие, которые даже корзинки на место складывают! А еще приносят к нам забытые кем-то в корзинах продукты. Мы оставляем их на кассе, и очень часто возвращаем владельцам. Я сама два раза обнаруживала у кассы кошельки — себе не взяла, вернула, потому что верю в то, что если присвоишь чужое, это обязательно будет наказано.

В нашей профессии, если стараться, не лениться и иметь хорошее здоровье, можно заработать 25-30 тысяч. Кое-кто спрашивает, что я испытываю при виде денег, лежащих в кассе. Да ничего! Это не мои деньги. Хотя со временем я поймала себя на мысли о том, что радуюсь при виде сотен, полтинников и десяток — их в магазине зачастую бывает мало. А еще всем нам очень нравятся покупатели, которые рассчитываются за товары без сдачи.

Это алгоритм работы с покупателем. Так же, как и предложение на кассе товара со скидкой. Это нисколько не раздражает, иное дело, что те, кто работает с душой, могут придумать и что-то свое, улыбнуться, отнестись к каждому покупателю индивидуально, поднять ему настроение и тем самым вызвать в нем желание и купить товар, и еще раз прийти в конкретный магазин. Все зависит от человека, от его любви к своей работе и от нашего отношения друг к другу.

Срочные новости в нашем Telegram