Личный опыт

«Хозяева ревнуют ко мне собак!» Узнали, кто такой хэндлер и что он имеет против хозяйственного мыла

Даже те, кто не очень интересуется собаками, уже научились  произносить слово «грумер» правильно и в нужном контексте.  С  хэндлерами сложнее. О существовании такой профессии у нас в городе услышали года четыре назад. Хотя само занятие в России существует как минимум два десятка лет. На сайте профессиональных хэндлеров  можно найти информацию о жителе Петрозаводска Валентине Зотове. Подготовка собак к выставкам, демонстрация в ринге на выставках любого ранга в России и за рубежом,  планирование выставочной карьеры, запись на выставки, сопровождение собаки в поездках без владельца, выезд в любой город России, индивидуальный подход к каждой собаке — из этого складывается профессия, которая 20 лет назад начиналась как хобби. Как это произошло и чем хэндлер лучше хозяина — об этом Валентин рассказывает читателям «Губернiи Daily»

В школьные годы я, как многие дети,  мечтал о собаке, но мне не давали ее завести. Если бы родители разрешили, я, возможно, на этом и  успокоился бы и сейчас занимался чем-нибудь другим.  Но поскольку завести собаку я смог только уже  в сознательном возрасте, то оказалось, то хобби очень быстро стало моим основным занятием. Я сделал хобби профессией, а не пришел в профессию ради зарабатывания денег.

Хотел английского кокер-спаниеля,  но взял американца, с тех пор все мои попытки уйти к другой породе заканчивались крахом — все равно появлялся  американский кокер-спаниель. Это собака для тех людей, которые хотят видеть рядом собаку всегда. Американский кокер постоянно будет  с вами —  читать, мыть посуду, чистить картошку, смотреть телевизор. Ну, и с шерстью придется работать постоянно.

Я, например,  выставочных пуделей стричь не берусь — у меня все рано из них кокеры получаются. Выставочный груминг  делаю очень небольшому числу пород, а обычные стрижки — практически всем. Различий между ними  - масса. Повседневный груминг более приспособлен для обычной жизни. Он создан для удобства хозяев, чтобы им было легче и проще ухаживать за шерстью собаки и  чтобы зверь долгое время находился в товарном виде. Выставочный учитывает стандарты каждой породы и нюансы каждой конкретной собаки, и он —  как прическа невесты — создается на какую-то определенную дату, и уже дальше выставочная стрижка довольно быстро теряет форму, никто не собирается ходить с ней месяц-другой.

Я самоучка. Грумером пришлось стать по необходимости.  В 1993 году нужно было выставлять свою собаку, тоже американского кокер-спаниеля, а перед выставкой стричь ее. Специалистов в городе в то время не было.  Пришлось взять  в руки ножницы, расческу и  книжку со схемами, ну и дальше — полет фантазии. Судя по выставке, все получилось,  как выступили именно тогда, я уже не помню — 21 год все же прошел, но люди подходили и спрашивали, у кого мы стриглись.   Первый успех вдохновил, конечно, и дальше дело пошло. В дальнейшем  уже  были и многочисленные  семинары и мастер-классы  по  грумингу    определенных  пород, и  полуфинал  России  по грумингу  в рамках   выставки "Белые  ночи-2000 « с  четвертым местом  в  категории   „Сеттеры  и спаниели“.

Возникали, конечно, периодически какие-то „косяки“ — без ошибок никто не учится. Но постепенно ко мне стали обращаться. Слово  »реклама" тогда тоже редко встречалось. Зато  сарафанное радио работало отлично. В  90-е был бум, когда в каждую семью брали по собаке. Чуть  улучшился  уровень жизни — и заработала схема: деньги — квартира — ребенок — собака,  такой идеал российской семьи,  стандарт успеха. Собак было много, ухаживать за ними никто не умел, объяснять приходилось на пальцах элементарные вещи. И собаки были невоспитанные,  и люди не знали, что с ними делать.

Владельцы собак ориентировались на книги,  написанные годах в 60-х, где  животное рекомендовали мыть  раз в полгода, желательно в проточной воде и желательно хозяйственным мылом. Народ радостно следовал этим рекомендациям, не думая, что за полгода собака превращается в свинью, как и любое живое существо.  Да, стали появляться перепечатки, самиздат всякий, но любые самопальные книжечки перепечатывались с тех же самых, старых. Поэтому хозяева, следовавшие  устаревшим рекомендациям,  на все мои советы могли сказать: «А в книжке вот так  написано...»

Альтернатива возникла естественным образом, потому что в страну стали  ввозить высокого уровня животных из Европы, пошел обмен информацией, начали выписывать американские журнальчики, то есть печатное слово снова пришло на помощь. Поэтому, когда мне начинали рассказывать про хозяйственное мыло,  я показывал своих собак: вот смотрите, у меня зверь моется раз в неделю качественной косметикой. Почему-то не лысый, почему-то без заболеваний кожи и  с прекрасной шерстью.

К тому моменту, когда я влился в эту сферу, уже началась коммерция, люди откровеннее стали наживаться на собаках.  Выставки — это уже индустрия, продажа, наверное, тоже. Естественно, есть питомники, которые непосредственно занимаются производством красивых, качественных животных, но существует и множество  "размноженцев", которые берут количеством.

Например, очень коммерческая порода — йоркширский терьер. Именно коммерциализация этой породы привела к тому, что найти красивого хорошего йорка очень сложно. Есть есть шоу-уровень, то есть вставочные собаки, и есть пет-уровень — домашние любимцы. Но даже домашние любимцы должны как-то напоминать о заявленной породе. Мне как-то довелось видеть  собаку  весом 8 килограммов, которую продавали как йорка.  Это происходит со всеми породами, которых коснулись мода и коммерция, которые стали популярны, и заводчики стараются на этой волне заработать побольше, пренебрегая качеством.

Даже если оба родителя одной породы — это еще не гарантирует, что щенки будут качественные.  Здесь надо учитывать очень много факторов. Например, очень важно, чтобы  недостатки одной собаки не совпадали с  недостатками  другой. Поэтому вариант, когда владельцы просто  повязали свою любимую Долли  с соседским кобельком, потому что хочется посмотреть на щеночков Долли, сомнителен. От двух собак одной породы не всегда рождаются похожие на них. Если нужна породистая собака, ищите в крупных питомниках, которые не первый год занимаются  конкретной породой. У них тоже есть собаки,  которые не дотягивают до шоу-уровня, но они  здоровые и в принципе соответствуют породе, хотя, на взгляд  заводчика,  не дотягивают до определенных стандартов, поэтому будут стоит немного дешевле.

Не вполне корректное выражение «собака для себя». Любое животное покупается для себя. Я своих тоже не для соседа завел. Просто хочу, чтобы у меня дом жили красивые и здоровые животные. Мы покупаем «Мерседес», потому что в нем комфортно и безопасное ездить, и он нас радует. Но мы не покупаем «Запорожец», хотя это тоже машина и даже ездит иногда.

Я выставляю своих  собак с 1993 года, а чужих  - с 1994, и все это время мне интересно: кому надо заплатить, чтобы победить на выставке.  Понятно, что нас судят не компьютеры, нас судит живой человек. Есть специалисты, которые имеют право судить несколько пород, и есть универсалы, олраундеры — судьи, которые могут судить все породы. Как правило,  их стараются приглашать на большинство  выставок — это удобно и выгодно организаторам. Таких специалистов немного.

В России судья не может отсмотреть  больше 200 собак в день, судья-иностранец —  не больше 100.  Соответственно,  они  постоянно мелькают на разных выставках в России и в Европе. И  они видят людей, которые побеждают. Люди эти запоминаются — ага, я его судил, у него был прекрасный джек-рассел. То есть, конечно, оценивается собака, но  момент человеческого фактора — знакомое лицо хэндлера с отличной репутацией — все равно присутствует. Как  правило,  хендлеры  с именем  стараются   выставлять   собак  высокого класса. Хендлер  - это просто  незаметная  оправа,  которая  помогает   засиять в ринге   драгоценному камню -  собаке.

Понятно, что в 94 году учится хэндлингу было негде. Какой-то багаж я накапливал на своих собаках. Смотрел видео. Потом я поехал на курсы к топ-хэндлерам Европы. Это Хуго Кеведо, очень известный латиноамериканский хэндлер, он живет в Норвегии. Вот у него два раза был на курсах и один раз уже в качестве переводчика и помощника. Потом я был на курсах у Мии Эйерстадт, это уже тоже такая величина в мировм собачьем мире, у известного российского топ хендлера Марии Евтеевой и были тренировки у очень известных ребят, хэндлеров из Испании. Это Феликс Дуку и Филипп Галлардо.

Залог успеха хэндлера — контакт с собакой и хорошая память. На обычной выставке в Петрозаводске я показываю примерно 10 собак. Каждую породу надо  продемонстрировать определенным образом. Даже английских и американских кокер-спаниелей выводят по-разному. Это абсолютно разные две собаки, разные конструкции. Кроме того, нужно помнить достоинства и недостатки каждой собаки.

Естественно, я  категорически не возьмусь выставлять незнакомую собаку, если это первая выставка в ее жизни. Если человек позиционирует себя как профи, то он должен выходить с подготовленной собакой. Если собака не знает, что о нее хотят, я не возьмусь, это  бессмысленно, потому что выступление будет напоминать какой-то цирк. А это все-таки влияет на мою репутацию. Судьи, конечно, могут и не занть  хэндлеров по именам, но могут запоминать лица. Хозяин может привести ее за несколько недель до выставки на занятия, я готовлю собаку и потом выставляю. Процесс подготовки не представляет из себя работу-работу. Моя работа в ринге строится на принципе игры. То есть собака приходит играть, отдыхать, ей наша встреча должна приносить массу положительных эмоций, она должна ждать этого момента. Поэтому многие хозяева даже иногда, на первом-втором занятиях, начинают испытывать небольшое чувство ревности, когда собака бросается ко мне буквально  с раскрытыми лапами. 

У собаки должен быть контакт со мной, правильная анатомия и обязательно темперамент.  Если нет этой связочки либо я ее не понимаю, либо она меня не понимает, что-то не стыкуется в этом тандеме, мне легче отказаться. Может, кто-то другой найдет с ней общий язык. Но если тандем складывается, это гарантия красивого показа.  Для начала мне просто надо посмотреть, насколько собака контактна. Если она отстраняется, не реагирует ни на игрушки, ни на кусочки и  общение не приносит ей удовлетворения, мне легче отказаться. Может быть, отправить хозяев на какие-то курсы, может, порекомендовать  другого хэндлера.

Чтобы побеждать, сейчас недостаточно быть просто анатомически правильной собакой, должна быть какая-то харизма. Вот выходят 10 собак, и они в принципе могут быть одного уровня. Судья должен за что-то зацепиться взглядом. А когда собака выходит и показывает, что ей все это нравится, она улыбается, виляет хвостом, ей все приносит такую радость, то  судья непроизвольно задержит  взгляд именно на ней.  Более того, сначала  мы соревнуемся в породе, потом в группе, и дальше уже победители в группе соревнуются в бест-ин-шоу, то есть на ринг выходят 10 лучших представителей своих групп, и собака обязательно  должна чем-то «зацепить»  судью.

Владелец, конечно, сможет сам удачно выставлять свою собаку, но на это уйдет определенное количество времени.  Обычно хозяин нервничает, волнуется. Собака это чувствует, не понимает, что происходит, не понимает, чего от нее хотят, и весь карточный домик красивого хэндлинга начинает рушиться.  Еще один маленький момент: у нас многие хозяева не умеют играть со своими  собаками. Когда я делал несколько курсов именно для владельцев, первое занятие было такое: вот у вас час, играйте с собакой. Ступор полнейший! То, что происходит потом, игру не напоминает никаким образом. Собаке  становится  скучно на занятиях,  и   весь  процесс  пребывания  в ринге  радости не приносит.

В какой-то момент мне стало интереснее работать с собаками, чем с людьми,  и я перестал вести групповые занятия. Проще взять собаку и ее выставить, чем  что-то объяснять людям.  Потому что вот появляется группа. Сразу видно, у кого получится, у  кого – нет. Здесь надо  ломать свои стереотипы, учиться контакту с собакой по-новому, а это не все могут и не все хотят.

Если я выставляю собаку, она не воспринимает как чужого человека. Однажды у меня выставлялся черный терьер. Собака достаточно серьезная, крупная, временами агрессивная. Она очень ориентирована на членов семьи. С четвертого занятия она меня включила в этот круг и стала охранять на выставке от других людей. Я же езжу на выставки, в том числе зарубежные, с чужими собаками. Хозяева при этом не едут вообще, собака должна воспринимать меня как своего человека. И  я готов ехать  далеко не со всеми собаками. Мне тоже должно быть комфортно с этими  животным.

Содержать выставочную собаку может любой, ничего сложного в этом нет. Правда, выставочная  собака не может стоить дешево. Канарейка за копейку,  как правило, оборачивается разочарованием.  Но если есть некоторая сумму средств на оплату хэндлера, грумера, многие вопросы решаются вообще. В среднем в 6 тысяч обойдется выставка в Петрозаводске, ехать  куда-то — плюс дорожные расходы и проживание.

Немецкая овчарка – категорически нет. Это очень специфичный показ — такая порода со своими традициями. По большому счету,  если заниматься этой породой, то заниматься только ею. Я не знаю профессиональных хэндлеров, которые  выставляют овчарок и занимаются еще кем-то. Не совсем понимаю доберманов, не совсем я их чувствую. Года два  назад я бы сказал, что не возьмусь работать  с американским стаффтерьером. Но не так давно выставлял прекрасного американского стаффордшира.  – получилось.

Мои собаки не знают команд. Это просто общение: иди сюда, давай поиграем... Я даже в ринге с собакам  не разговариваю на командах.  Они понимают интонации. А так – хоть прогноз погоды можно рассказывать. Язык тела собаки понимают намного  лучше,  чем голос — положение руки, ноги, движение. Поэтому грамотный хэндлер-иностранец успешно может выставить подготовленную собаку.

Кстати, собаки – прекрасные манипуляторы. Они понимают наши слабые стороны и умело этим пользуются. Еще и поэтому лучше хозяину свою собаку лучше не выставлять. Иногда люди приходят на стрижку и  говорят: что вы делаете, она вас слушают,  а нам не дает категорически.  А собака просто тыкает на разные кнопочки, пока одна из них не сработает. Я стараюсь, чтобы на стрижках не присутствовали хозяева. А со мной эти номера не проходят. Попытался пес огрызнуться  — ничего не выходит,  продолжает мерзкий человек  делать свое дело. Поскулил – опять не помогло. Лег – я  поставил —  остается смириться.  Во  время  груминга  я  всегда вполголоса  спокойно разговариваю с собакой, и тогда   даже  самые   неспокойные начинают внимательно  слушать,   а  в это время  я  спокойно продолжаю стричь.  Есть также  прием  расслабляющего приятного массажа для собак,  я  его  применяю и  при груминге,  и на выставке,  когда надо   успокоить собаку.

Сейчас стало хуже  -  собака чаще воспринимается не как член семьи, а как игрушка для ребенка или для себя. Я не знаю, с чем это связано, но подмена ценностей произошла. В 90-е годы при всех недостатках люди были ответственнее, кроме того, до 1994 года была система ДОСААФ.  В клуб ДОСААФ невозможно было прийти,  когда нам захотелось, и  в тот же день получить собаку. Были курсы,  куда человек ходил, где учился правильно обращаться с животным, и только после этого ему позволяли приобрести собаку, причем отправляли к конкретному заводчику  - достаточно сложная система была. В основном это касалось служебных собак.

Людям, которые будут воспринимать собаку как статусное приобретение, как символ каких-то достижений, лучше все-таки ее не заводить. Это мыслящее существо, это не маленький робот. Есть  мнение, что собака мыслит на уровне 2-3-летнего ребенка, понимает причинно-следственную связь. Я с ним согласен.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram