Архив

Бандитов и «вышибал» выгонят вон: депутаты объявили войну коллекторам

Деятельность коллекторских агентств оказалась в центре внимания законодателей после череды громких скандалов с участием их сотрудников. Самый вопиющий случай – поджог дома в Ульяновской области, в результате чего серьезно пострадал от ожогов двухлетний ребенок. В Москве «вышибалы» угрожали женщине сжечь ребенка за долг перед банком. По данным МВД, с января по июнь 2015 года россияне подали около 22 тысяч жалоб на незаконные действия лиц, называющих себя коллекторами.

Законопроект тщательно прописывает правила взаимодействия с должником банков, микрофинансовых организаций, других кредиторов и лиц, осуществляющих взыскание задолженности. Так, коллектор имеет право звонить должнику не чаще двух раз в неделю и встречаться с ним не чаще одного раза в неделю. Запрещается общение с должником с 20:00 до 9:00 в выходные дни, с 22:00 до 8:00 – в будние дни. При взаимодействии с гражданами коллекторы не смогут использовать устройства, скрывающие номер звонящего и адрес электронной почты.

В поправках подчеркивается, что передача персональных данных о должнике взыскателю, приобретшему права требования, допускается только с личного согласия должника, зафиксированного в отдельном документе. Коллектор также обязан вести перечень работников, имеющих доступ к информации о клиентах, а документы и аудиозаписи, подтверждающие взаимодействие с должником, должны храниться в течение 3 лет. К деятельности по взысканию долгов не будут допускаться сотрудники, имеющие судимость за преступления в сфере экономики и общественной безопасности, или руководители с испорченной деловой репутацией. За нарушение регламента взаимодействия с должником взыскателя ждет куда более внушительный штраф, чем раньше, – 2 миллиона рублей вместо 200 тысяч.

По данным общественной организации «Россия без долгов», сегодня около 30 крупнейших обществ с ограниченной ответственностью объединились в ассоциацию по взысканию долгов с россиян. Кроме этого, в стране действует порядка 870 компаний, которые прибегают к полукриминальным методам взыскания.

Всего в России около 7 миллионов человек имеют задолженность перед банками и микрофинансовыми организациями. Доля просроченной задолженности россиян по кредитам достигла рекордного значения за последние семь лет – 11,84 процента.

Что думают известные люди России и Карелии?

Иван Рыков, управляющий партнер антикризисной группы «Б+», специалист по банкротствам:

– В разработанном законопроекте есть пункт, который запрещает передачу долгов другим коллекторам, кроме этого, у компаний, которые занимаются взысканием долгов, сильно ограничены возможности. Все это вызовет очень спорные моменты в коллекторской деятельности. Если законопроект будет принят в сегодняшнем виде, он породит волну злоупотреблений со стороны должников, что автоматически приведет к росту процентных банковских ставок.

Андрей Власс, вице-президент Российской правозащитной ассоциации антиколлекторских сообществ:

– Коллекторская деятельность сегодня – это откровенный бандитизм. Деятельность этих взыскателей не регулируется никакими законами. Когда банк переуступает право требования долга коллектору, это не значит, что человеку должны звонить с утра до вечера и угрожать его родным. Можно пойти в суд и доказать право на взыскание долга, но в судах мы коллекторов не видим, они предпочитают запугивать.

Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации:

– Сегодня этот вид бизнеса фактически превратился в криминальный. Все чаще мы слышим об абсолютно вопиющих случаях выбивания долгов. Учитывая, что сумма просроченной задолженности по кредитам растёт, клубок проблем в этой области будет нарастать как снежный ком. Новый закон о коллекторской деятельности должен заставить уйти с этого рынка терроризировавших должников «вышибал». Закон дает правовые основания для правоохранительных структур жестко контролировать деятельность коллекторских организаций.

Сергей Нарышкин, спикер Госдумы:

– Звучали и до сих пор звучат предложения о полном запрете коллекторской деятельности. Считаю это избыточным. То, что необходимо, – жестко отрегулировать деятельность организаций, которые занимаются коллекторской деятельностью. Методы очень похожи на те бандитские методы, которые применялись в 90-х годах прошлого века. В случае принятия закона, конечно, мы будем очень внимательно мониторить правоприменение и будем готовы реагировать и вносить необходимые коррективы.

Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков:

– В России есть коллекторские организации, которые даже в отсутствие жесткой регламентации работают цивилизованно и не нарушают ни один закон. Они пытаются взыскать задолженности через суды, никоим образом не приходя в дома, не развешивая листовки, не поливая дегтем двери. А есть люди, которые себя таковыми только именуют, вот их категорически нужно по уголовному законодательству преследовать. Не углубившись в проблематику, общество начинает воспринимать слова «коллектор» и «бандит» как синонимы. Вот от этого я хотел бы, чтобы мы ушли.

Андрей Рогалевич, депутат карельского парламента:

– Я уже давно выступаю за полный запрет деятельности коллекторских агентств. Тем более знаю случаи, когда незаконные методы работы коллекторов коснулись и жителей республики. Думаю, что указанные в законопроекте ограничения будут являться законодательными полумерами в регулировании деятельности подобных организаций, которые не смогут привести к должному правовому регулированию. По моему мнению, только суд, изучив все необходимые документы, может определить степень вины и размер долга. А судебный пристав, обладая правом на возбуждение исполнительного производства, этот долг может взыскать. Остальные же промежуточные звенья в виде коллекторских агентств должны быть запрещены законодательно.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram