Архив

«Это серьезная интеллектуальная травма!». В России введут обязательный ЕГЭ по истории

Единый государственный экзамен по истории станет обязательным с 2020 года, заявила министр образования и науки Ольга Васильева. «В 2020 году вся страна будет сдавать историю. Потому что без знания истории невозможно двигаться дальше», – сказала Васильева на лекции «Армия и общество» в Военной академии Генштаба Вооруженных сил РФ.

В конце февраля Васильева высказалась за введение обязательного ЕГЭ по истории наряду с математикой и русским языком, а также экзаменом по иностранному языку, который все школьники будут сдавать с 2022 года.

На ЕГЭ по истории в 2016 году около 20 процентов выпускников написали, что Героем Советского Союза является боец-диверсант, казненная фашистами в 1941 году Лидия Русланова, а не Зоя Космодемьянская. Были и те, кто маршала Александра Василевского отправил на сражение в Чесменскую бухту 1770 года, в то время как он в годы Великой Отечественной войны был начальником Генштаба, командовал 3-м Белорусским фронтом и руководил штурмом Кёнигсберга.

Что думают известные люди России и Карелии?

Евгений Ямбург, заслуженный учитель РФ, академик РАО:

– Уровень российского образования по истории необходимо повышать, но обязательный ЕГЭ создаст дополнительную нагрузку на выпускников школ, профессиональные сообщества должны вступать в конструктивные дискуссии по этому поводу. Многие вузы, даже, казалось бы, профильные, они перешли на обществознание, и там нет этого вступительного экзамена по истории. В этой ситуации, конечно, с историей стало довольно худо. Любой дополнительный экзамен увеличивает нагрузку. Это очевидно. И здесь возникает вопрос. Мы никогда не отменим ни русский язык, ни математику. Это очевидно. Предполагается еще ввести обязательный экзамен по иностранному языку. Здесь еще раз надо проявить взвешенность и терпение. Семь раз отмерь – один раз отрежь. И я думаю, что профессиональные сообщества должны это обсуждать и вступать в конструктивные дискуссии.

Александр Безбородов, доктор исторических наук, директор Историко-архивного института (ИАИ) РГГУ:

– Возможно, это потребует определенных материальных затрат, но я думаю, что когда речь идет о духовности, об историческом образовании, исторической подготовке на всех уровнях – это несоизмеримые величины. И это материальные затраты, они потом безусловно помогут формированию общегражданской российской идентичности у нас в стране, формированию единого образовательного исторического пространства, чего так не хватает нашей России, не говоря уже о постсоветском пространстве. Знание истории России, в том числе и в мировом контексте, «должно быть элементом культуры каждого российского гражданина, а не выборочно людей, которые решили в этом году выбрать ЕГЭ по истории», поскольку для остальных «это будет книга за семью печатями». Они будут бегать от истории потом всю жизнь, потому что в детском возрасте что-то не усвоили, они не знают, что такое первоисточник, они путают царей с премьер-министрами и прочее. Это же ведь серьезная интеллектуальная травма!.. Это ситуация, которая должна быть исправлена, и в ближайшей перспективе, я уверен, это будет сделано.

Сергей Кравцов, глава Рособрнадзора:

– Когда я спрашиваю, зачем вводить обязательный ЕГЭ по истории, мне отвечают: чтобы учили этот предмет! Но учить историю ведь надо не в 11 классе, а во всех классах! А текущие знания проверяются не на ЕГЭ, а другими механизмами – всероссийскими проверочными работами (ВПР) и национальным исследованием качества образования (НИКО). И знания школьников по истории с их помощью проверяются уже с апреля прошлого года. Пока – выборочно, а со временем – и во всех классах.

Ольга Васильева, министр образования России:

– Понятно, что этот вопрос требует обсуждения, его вводят не сию секунду. Не может человек, проучившийся 11 лет, не знать своей истории. Международный опыт и практика показывают, что при сдаче государственных аттестационных экзаменов идет обязательно родной язык, математика и родная история. То, что всегда было в нашей отечественной школе. Особое внимание школа должна уделить современной истории. Уроки по современной истории XXI века должны проходить в школе не реже одного раза в месяц. Чтобы можно было понять и обсудить с ребятами те события, которые происходят вокруг.

Олег Катренко, замдиректора по учебно-воспитательной работе, учитель истории и обществознания академической гимназии № 56 Санкт-Петербурга:

– Сама идея обязательного ЕГЭ по истории не столь уж нелогична. В общемировой практике при едином государственном тестировании проверяются знания по математике, родному языку и родной истории. Другое дело – насколько материалы тестирования соответствуют пройденному материалу.

Олег Смолин, заместитель главы Комитета по образованию в Госдуме:

– Экзамен по истории России в сегодняшних реалиях исключительно полезен. Но в той форме письменного ЕГЭ, которая сегодня имеет место, сдача экзамена по гуманитарным дисциплинам и по истории недопустима. Экзамен должен быть либо устным, либо к стандартному варианту сдачи должны быть добавлены элементы от устного экзамена. Если речь идёт о ещё только одном новом обязательном экзамене, нужно ввести не историю, а литературу. Этот предмет так же, как история, учит патриотизму, любви к Родине, учит понимать культуру нашей страны. А оптимальный вариант – введение сразу двух обязательных экзаменов: по истории и по литературе, причём в устном формате.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram