Архив

Кто на дороге главный? Велосипедисты против пешеходов и автомобилистов

В российских городах появляется все больше велодорожек. Это общемировая тенденция. Если были в Хельсинки, наверняка обратили внимание, сколько там велосипедов.

Кто-то, может, скажет: а зачем вообще городам развивать велоинфраструктуру? Все просто – помимо вопросов экологии она улучшает качество городской среды, помогает в целом пересмотреть организацию городского пространства и транспорта: что с машинами, достаточно ли места для пешеходов? Ну и, само собой, велосипеды позволяют людям очень просто передвигаться по городу. Городской транспорт дорожает, про такси молчим. А велодорожки могут пропускать тысячи и сотни тысяч людей ежедневно. При этом велосипедисты не создают таких нагрузок на дорогу, как грузовики или общественный транспорт. Дорожки гораздо дешевле содержать. Это долговременные инвестиции.

На днях мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что проект по благоустройству городских проспектов, улиц и переулков «Моя улица» планируют завершить в сентябре. В рамках проекта создаются велодорожки, расширяются тротуары, восстанавливается освещение, проводится озеленение скверов и дворов. Всего реставрации подвергнутся более 40 улиц. А группа московских архитекторов разработала новый веломаршрут – так называемое Нулевое кольцо, который должен пролегать вокруг Кремля. По их словам, Нулевое кольцо вокруг Кремля и до вокзалов будет не просто велосипедным, но и туристическим. Поэтому еще предстоит продумать навигацию, чтобы она учитывала, как выглядит город из седла двухколесного транспорта. Если данный проект утвердят столичные власти, то новый маршрут может появиться совсем скоро.

Также в июле общественные слушания по вопросу устройства велосипедных дорожек пройдут в Хабаровске. Все желающие могут познакомиться с перспективой создания велосипедной инфраструктуры в краевом центре для беспрепятственной езды на велосипеде. На слушания выносится вопрос о возможности размещения велодорожек в других районах города и их рациональном использовании.

К сожалению, в России появление велодорожек пока, похоже, заметили только сами велосипедисты – пешеходы и водители предпочитают занимать «чужую» часть тротуара, а велосипедистов ругать последними словами. Например, в Москве первую городскую велодорожку на Бульварном кольце автомобилисты используют под парковку, а в Петрозаводске по велодорожке на набережной толпами ходят горожане.

К сведению: четкие формулировки в законе для велосипедистов были прописаны еще в 2014 году. Например, то, что все они должны двигаться по велодорожкам или – при их отсутствии – по проезжей части, прижимаясь как можно правее. При повороте водители должны уступать дорогу не только пешеходам, но и велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке.

Но статистика аварий с участием велосипедистов только растет, а автолюбители упорно называют велосипедистов «хрустиками». Как им всем и пешеходам ужиться вместе?

Что думают известные люди России и Карелии?

Александр Каменев, руководитель общественной организации «Велодвижение»:

– Весь мировой опыт говорит о том, что пора переносить акцент городской политики с автомобилистов на пешеходов, велосипедистов и общественный транспорт. Пока же чиновники смеются нам в лицо и смотрят, как на идиотов. У чиновников на первом месте автомобиль, и всё делается для автомобилистов. Например, вырубают деревья под парковки. А когда мы предложили поставить боксы-сетки для велосипедов, нам просто вообще не ответили. Это люди, оторванные от реальности. Если ты им возражаешь – всё, ты агент госдепа. И у них есть «специальные жители», которые всегда довольны всем, что они делают.

Василий Архипов, велосипедист, Петрозаводск:

– Сегодня за 5 минут поездки чуть не сбил четырёх людей. У пешеходов есть целая набережная, да что там говорить, для них даже нарисовано, где нужно двигаться. Хочется пожелать им простого – уважать нас, велосипедистов.

Евгений Енин, тележурналист:

– Велосипедисты – фантастические нарушители ПДД. Про них в правилах десять строчек, и эти десять строчек они нарушают тщательно и непрерывно. Но ни разу не видел, чтобы кто-то спешился перед зеброй, как требуют ПДД. Показывающих поворот рукой велосипедистов я видел. Года три, кажется, назад. А кто видел велосипедиста, поднимающего руку, чтобы обозначить торможение? Никто? А вот делающих запрещенный для них левый поворот я видел неоднократно. Если бы водители нарушали, как велосипедисты, у нас бы все поубивались за неделю.

Юлия Мирошкина, директор по изготовлению разметки для велодорожек из термопластика «ЛКФ Ваймаркеринг»:

– Моя профессиональная мечта – чтобы в России появился город, в котором велосипедисты стали бы полноправными участниками уличного движения. На мой взгляд, Петрозаводск подходит для этого идеально. Это небольшой город с активным велодвижением, хорошими ресурсами для обустройства дорог велопотоками, прогрессивно мыслящей мэрией и структурно организованным центром. Немаловажно также то, что Петрозаводск находится недалеко от Санкт-Петербурга – мы имеем возможность оперативно реагировать на запросы и контролировать нанесение и срок службы разметки.

Дарья Табачникова, координатор движения «Велосипедизация Петербурга», советник вице-губернатора Петербурга:

– На первом месте в городе всегда пешеход. Об этом нужно помнить. Мне не нравится тенденция создания велоинфраструктуры за счет тротуаров. Когда мы создаем дорожки, мы всегда должны быть уверены, что у пешеходов есть очень качественное пространство, где достаточно места. Иначе они окажутся на велодорожке.

И действительно, ездим мы ужасно. И иногда на это страшно и стыдно смотреть. Я часто получаю много претензий на то, как ведут себя велосипедисты. Но работать с этим нужно только двумя способами. Это создание удобной и безопасной велоинфраструктуры. Когда велосипедисты чувствуют себя комфортно, никто не прижимает к обочине, не подрезает, это делает их поведение гораздо более предсказуемым и безопасным. Второе – обучение. Во всех странах, где развивается велодвижение, с детсада, со школы запускают регулярные уроки правил поведения на дороге. Пешеходы тоже должны знать ПДД, и для этого им не нужно сдавать на права. Точно так же велосипедистам просто нужно хорошее обучение. Люди нарушают Правила, потому что не знают, как надо. У них был один урок ОБЖ в 5-м классе, где рассказывали, что за городом безопаснее идти по встречной обочине. И они садятся на велосипед и по аналогии едут по «встречке» с искренней уверенностью, что это правильно.

Андрей Чепелев, автожурналист:

– Если вы еще не слышали, в Петербурге появился общественный советник по велосипедизации – некто Дарья Табачникова. Зачем городу вообще такая должность? Ясное дело, что из соображений популизма. Что вот, мол, у нас все, как в лучших европейских столицах. Вы спросите: а как надо? А надо не нанимать хипстеров-советников для показухи, а принимать принципиальное решение на уровне губернатора: нужна нам вообще массовая велосипедизация в городе или нет? Допустим, нужна. Окей, теперь нужно проводить исследование транспортных потоков и решать проблему движения велосипедов комплексно, а не точечно. Сейчас как это происходит? «Вот тут мы введем километр велодорожки (наделав много шума в СМИ), а вот тут еще два»… Толку-то что с этого? Я прошлым летом ездил на велике с Петроградской на «Электросилу» на работу. От того, что одна двадцать пятая моего маршрута проходила бы по велодорожке на Гороховой, легче бы мне не стало. И никому не станет!

Если решать вопрос, то всерьез. Пусть это будут полноценные маршруты с периферии в центр. Ведь на периферии урезать проезжую часть не надо: там есть огромные тротуары, газоны и прочее, чем можно пожертвовать, – останется только проложить (да, ценой ухудшения условий для автомобилей) конкретные маршруты по центральным районам. Ну и, конечно, водительские права в обязательном порядке и государственная регистрация велосипедов. Права можно выдавать только по итогам теоретического экзамена, касающегося узкого круга вопросов, актуальных для велосипедистов. Велосипед – это средство повышенной опасности. Если не верите, расскажите это моему приятелю, который полгода лечился после того, как его сбил пьяный велосипедист. Что, не нравится? Ну так а как вы хотели? Получать новые права и не иметь никаких обязанностей? Так бывает только в фантазиях у хипстеров.

Анастасия Неровная, руководитель велосипедного движения VELOVE (Петрозаводск):

– Проблема непонимания между пешеходами и велосипедистами действительно существует. Мне кажется, это происходит потому, что у большинства людей пока нет культуры передвижения на велосипеде. Думаю, что и пешеходы, и велосипедисты научатся не конфликтовать. Кстати, я постоянно передвигаюсь на велосипеде и могу сказать, что ни разу в свой адрес не слышала грубых выражений. Так что это, наверное, еще и вопрос культуры каждого.

Срочные новости в нашем Telegram