Архив

Новый год без долгов. Коллекторы не смогут начать работать с 1 января

Коллекторы не смогут сразу с Нового года начать взыскивать долги из-за указа, который 15 декабря подписал президент Владимир Путин. Распоряжение передаёт деятельность коллекторов под надзор судебных приставов.

Однако на какой срок затянутся необходимые для этого бюрократические процедуры, пока неясно.

Согласно указу, который подписал президент, органом, отвечающим за регулирование деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц, назначено Министерство юстиции, а надзор за деятельностью коллекторов должна осуществлять Федеральная служба судебных приставов.

То есть, согласно закону, с 1 января 2017 года не зарегистрированные в специальном реестре коллекторы заниматься взысканиям долгов не смогут. На осуществление новой деятельности указом выделен новый департамент ФССП с численностью 25 человек, а также 375 человек дополнительных работников в территориальных органах.

Предполагается, что указ президента должен ускорить создание коллекторского реестра. Он появился после того, как взыскатели долгов обратились к премьер-министру Медведеву с просьбой поспособствовать процессу. Однако на деле оказалось, что ФССП для того, чтобы приступить к надзору за коллекторами и формированию реестра, одного указа недостаточно. Помимо бюрократических проволочек есть и финансовые причины того, что регистрация коллекторов может затянуться, а именно отсутствие бюджета для финансирования такой деятельности. Во исполнение указа президент поручил правительству пересмотреть бюджетные ассигнования ФССП и соответствующим образом скорректировать федеральный бюджет. Однако размер этих ассигнований пока не определён.

Таким образом, с Нового года деятельность коллекторов, не включённых в реестр, будет считаться незаконной. Представители коллекторского бизнеса рассчитывают, что процедура закончится хотя бы к концу января. Но точных сроков пока никто назвать не может.

В новом законе, который вступит в силу в 2017 году, у должника появится право не общаться с коллектором. За нарушение установлена административная ответственность: штрафы от 500 тысяч до 2 миллионов рублей. На рынке оставили лишь крупных игроков. Коллекторские компании должны иметь чистых активов не менее 10 миллионов рублей, а также договоры страхования ответственности за возможные убытки должникам на сумму не менее 10 миллионов рублей. Компания должна работать открыто и иметь свой сайт в Интернете.

Деятельность коллекторских агентств оказалась в центре внимания законодателей после череды громких скандалов с участием их сотрудников. Самый вопиющий случай – поджог дома в Ульяновской области, в результате чего серьезно пострадал от ожогов двухлетний ребенок. В Москве «вышибалы» угрожали женщине сжечь ребенка за долг перед банком. По данным МВД, с января по июнь 2015 года россияне подали около 22 тысяч жалоб на незаконные действия лиц, называющих себя коллекторами.

Что думают известные люди России и Карелии?

Алексей Саватюгин, президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств:

– С бюрократической точки зрения, действительно должно выйти постановление, так как по закону надзором за коллекторами должен заниматься федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный правительством. Впрочем, до 1 января 2017 года, когда в силу вступят основные части профильного закона, а работа вне реестра будет запрещена, времени мало. ФССП должна разработать целый ряд нормативных актов, а также создать сам реестр и включить туда участников рынка. В данной ситуации можно было бы отойти от формализма и начать работы до появления постановления.  Даже если постановление будет подписано в ближайшие дни и коллекторы подадут в ФССП заявки на включение в реестр (на эту процедуру отводится 20 рабочих дней), то как минимум в течение января рынок взыскания будет остановлен.

Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков:

– В России есть коллекторские организации, которые даже в отсутствие жесткой регламентации работают цивилизованно и не нарушают ни один закон. Они пытаются взыскать задолженности через суды, никоим образом не приходя в дома, не развешивая листовки, не поливая дегтем двери. А есть люди, которые себя таковыми только именуют, вот их категорически нужно по уголовному законодательству преследовать. Не углубившись в проблематику, общество начинает воспринимать слова «коллектор» и «бандит» как синонимы. Вот от этого я хотел бы, чтобы мы ушли.

Андрей Власс, вице-президент Российской правозащитной ассоциации антиколлекторских сообществ:

– Коллекторская деятельность сегодня – это откровенный бандитизм. Деятельность этих взыскателей не регулируется никакими законами. Когда банк переуступает право требования долга коллектору, это не значит, что человеку должны звонить с утра до вечера и угрожать его родным. Можно пойти в суд и доказать право на взыскание долга, но в судах мы коллекторов не видим, они предпочитают запугивать.

Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации:

– Сегодня этот вид бизнеса фактически превратился в криминальный. Все чаще мы слышим об абсолютно вопиющих случаях выбивания долгов. Учитывая, что сумма просроченной задолженности по кредитам растёт, клубок проблем в этой области будет нарастать как снежный ком. Новый закон о коллекторской деятельности должен заставить уйти с этого рынка терроризировавших должников «вышибал». Закон дает правовые основания для правоохранительных структур жестко контролировать деятельность коллекторских организаций.

Елена Докучаева, президент «Секвойи кредит консолидейшн»:

– Основания для правомерной работы взыскателей есть: это закон и указ президента, а подзаконные акты – это уже вопрос регулятора. Чтобы нарушить требования регулятора, надо, чтобы они для начала были сформированы.

Андрей Рогалевич, депутат карельского парламента:

– Я уже давно выступаю за полный запрет деятельности коллекторских агентств. Тем более знаю случаи, когда незаконные методы работы коллекторов коснулись и жителей республики. Думаю, что указанные в законопроекте ограничения будут являться законодательными полумерами в регулировании деятельности подобных организаций, которые не смогут привести к должному правовому регулированию. По моему мнению, только суд, изучив все необходимые документы, может определить степень вины и размер долга. А судебный пристав, обладая правом на возбуждение исполнительного производства, этот долг может взыскать. Остальные же промежуточные звенья в виде коллекторских агентств должны быть запрещены законодательно.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Коротко о главном – в нашем Telegram