Архив

«Мама, я провалил тест!»: спасет ли страну тестирование на наркотики в школах?

В России вводится тестирование школьников на наркотики. Согласно проекту закона, который разрабатывает Госдума, поверять, пробовал ли подросток наркотики, предполагается исключительно на добровольной основе. С таким подходом согласны не все. Ну, кто пойдет добровольно признаваться, что он наркоман? Многие предлагают сделать тестирование обязательным. Глава российского МВД Владимир Колокольцев в свою очередь уже заявил, что ведомство должно получать результаты тестирования.

В конце недели же главный нарколог страны Евгений Брюн предложил тестировать не только детей, но и взрослых.

— Нам не хватает закона об обязательном тестировании не только в школах и вузах, но и совершеннолетних, у нас совсем выключены из этой работы работодатели, профсоюзы, члены трудовых коллективов, семей, — отметил Брюн.

Что думают известные люди России и Карелии?

Владимир Колокольцев, глава МВД России:

— Если установить, что тот или иной подросток употреблял наркотики, это вовсе не означает, что в дальнейшем данный подросток будет добровольно реабилитироваться. С ним нужна профилактическая работа уже с нашей стороны по месту жительства — выявлять причины, откуда наркотики и т.д.

Ольга Романенко, главный внештатный нарколог карельского Минздрава:

— Вопрос очень сложный. С одной стороны, скрининговые обследования, когда они проводились в рамках каких-то проектов, давали хорошие результаты. Так, работники на предприятии прекращали употреблять психотропные вещества. В Мурманской области на крупных производствах проверяли молодежь, и у них были положительные тесты, — чтобы не потерять работу, сотрудники старались не употреблять. Но массово подобное ввести сложно – все-таки это нарушение прав человека. На любое медицинское вмешательство нужно получить согласие человека. Есть люди, которым может сама процедура не нравится. Что касается школ, то должен был разработан алгоритм, что будет делать, если у подростка положительный результат, какие дальше шаги. Например, встреча с психологом, ставятся в известность родители. Для Карелии, надо заметить, употребление наркотиков в школе – не такая серьезная проблема. На производстве могут быть жестче меры, можно в трудовом договоре прописать, что он обязательно должен пройти освидетельствование.

Ирина Яровая, председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции:

— Сегодня необходимы дополнительные меры профилактики наркомании среди подростков и молодежи. Добровольное тестирование — одна из таких форм своевременного выявления фактов потребления и своевременной помощи. Очень важно, что в законе закладываются две процедуры — до 15 лет требуется письменное согласие родителей, что абсолютно верно. После исполнения 15 лет — согласие самого ребенка. Дальнейшая процедура также связана с согласием самого тестируемого и его родителей. Речь идет о направлении информации в случае выявления факта потребления наркотиков в специализированные медучреждения для дальнейшей медико-социальной реабилитации ребенка. В процессе работы над законопроектом вместе с правительством мы уделим самое серьезное внимание вопросам защиты персональных данных ребенка и невозможности злоупотребления информацией, получаемой по итогам тестирования.

Наталья Зиганшина, корреспондент «Газеты.Ru»:

— Первое, что настораживает в законодательной инициативе о тестировании на наркотики, — очередная попытка поиграть в свободное изъявление воли, ведь в рамках этого документа речь идет о добровольном желании. Увы, не будет работать добровольный метод, а скорее он только навредит в данной ситуации. Вот, к примеру, захочу я, чтобы мой ребенок сдавал этот тест, и сразу все подумают: наверное, есть повод. И точно так же я подумаю про любого другого ребенка, родители которого добровольно проходят освидетельствование. Получается, что, сдавая добровольно тесты, человек как бы во всеуслышание заявляет о своей проблеме. Никто на это не пойдет.

Второе, что всерьез обеспокоило: в рамках законопроекта предлагается социально-психологическое тестирование, а это вообще опасно делать в той стране, где толпы малообразованных «психологов» и не менее малообразованных, но усердных и услужливых чиновников. Я очень сильно сомневаюсь, что в школе будет работать штатным психологом человек, который состоялся в своей профессии. Если только он не настоящий подвижник и бессребреник, что, согласитесь, редкий случай. Все же медицинский тест — это вещь более однозначная. Либо есть в крови наркотические средства, либо нет.

И третье. Не решается самая главная проблема: по-прежнему нет единой стратегии, которая позволяла бы предотвращать наркоманию и алкоголизм среди подростков. В Китае, Америке и европейских странах главные ставки делаются именно на профилактическую и просветительскую работу, на это тратятся огромные деньги из госбюджета, создаются специальные государственные программы.

Александр Селянин, депутат карельского парламента:

— Считаю, что если бы было сделано обязательное тестирование – это было бы правильно. К сожалению, у большого числа родителей отношение попустительское. Ведь не ребенок принимает решение, проходить ему тест или нет, а родители. Ответственные родители соглашаются, а у нас много родителей, которых судьба ребенка не очень интересует. Сегодня идет нецелевая социальная реклама «Не употребляй наркотики», это все проходит мимо. А введение обязательного тестирования позволит выбирать целевые группы, с которыми не только с помощью рекламы можно работать, но и профилактическими мерами со стороны органов образования и социальной защиты. Что касается взрослых, может для определенных профессий и нужно ввести обязательное тестирование. Могу сказать твердо, для чиновников я бы ввел эту меру обязательно.

Сергей Кравцов, подполковник полиции, руководитель группы межведомственного взаимодействия в сфере профилактики Управления ФСКН по РК:

— Речь идет о создании в РФ системы ранней диагностики наркопотребления. Тестирование, в совокупности с другими профилактическими мерами, может стать одним из факторов, сдерживающих от приобщения к наркотикам. Ведь употребление наркотиков в молодежной среде, особенно среди несовершеннолетних, как правило, происходит в качестве эксперимента. Поэтому задача в том, чтобы о первых подобных «экспериментах» сразу же узнавали родители. Чем раньше они узнают, тем проще будет предотвратить развитие эпизодического потребления в систематическое наркопотребление.

На это и направленно тестирования в школах и других учебных заведениях. В ходе диспансеризации берутся пробы биологического материала на анализы. Задача в том, чтобы его исследовать не только на эритроциты, лейкоциты, наличие инфекционных бактерий, но и на наличие химических следов от наркотиков. Результаты подобных анализов – не для педагогического персонала и классных собраний, а сугубо для родителей, потому, что они являются гражданскими представителями ребенка.

Подобная система диагностики СПИДа уже работает и эти данные никуда не попадают. Для врачей есть клятва Гиппократа. К тому же исследования проводят сотрудники лабораторий, заочно. Биоматериал к ним, например, может поступать без указания имени сдавшего его человека, а с табличкой, в которой записан его кодовый номер. А дальше можно отладить процесс информирования родителей.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram