Турпутевки подорожают? Чего ждать туристам и как планировать отдых
Страна

Турпутевки подорожают? Чего ждать туристам и как планировать отдых

Около 130 тысяч россиян пострадали из-за начавшегося этим летом банкротства туроператоров. За период с 16 июля по 15 сентября деятельность приостановили 14 туроператоров. 70 % пострадавших – это клиенты пяти крупных игроков туристического рынка: «Невы», «Лабиринта», «Солвекс-турне», «Версы» и «Южного креста». Основное количество туристов обанкротившихся туроператоров находилось в Болгарии, Греции, Испании, Турции, Италии, Тунисе, Черногории, Хорватии и Китае. Предварительная сумма затрат на их эвакуацию составила 290 миллионов рублей.

По мнению экспертов, 2014 год стал для туристической отрасли более проблемным, чем кризисные 2008–2009 годы. Спрос на туристические продукты сильно сократился, и тенденция к этому началась в первые же месяцы года. Произошло это по причине событий в мире, связанных с конфликтом на Украине и антироссийскими санкциями, из-за чего многие решили отложить отпуск или заняться отечественным туризмом. Отразилось на этом и сокращение выездов за границу силовиков и военнослужащих, которые составляли немалую долю клиентов туроператоров.

Повлияла и растущая популярность самостоятельной организации отпуска без помощи туристических компаний, поскольку это помогает лучше спланировать маршрут и зачастую сэкономить деньги. Прошли те времена, когда за рубеж россияне ездили сугубо «по путевке». По данным ВЦИОМ, среди тех, кто этим летом совершил какое-либо путешествие, три четверти (76%) организовали свою поездку полностью самостоятельно. Каждый двадцатый (5%) поручил турагентству решить лишь какую-то часть вопросов (например, оформление визы или покупку билетов). Только пятая часть путешественников (19%) переложила все хлопоты на туристические фирмы и купили готовый тур. За два года число самостоятельных отпускников выросло на 3 процентных пункта.

После громких банкротств в России начали разрабатывать закон, где прописывается более жесткая ответственность турфирм. Так, билет туда и обратно должен быть на руках у туриста за сутки до отправления. Исключение может быть сделано, если турист оформил горящий тур менее чем за сутки до отъезда. Прописано и то, что в случае аренды, то есть фрахта судна или борта, турфирма должна представить перевозчику гарантии оплаты: банковская гарантия, депозит, договор счета эскроу и т.п.

Помимо прочего туроператоров и турагентов обяжут участвовать в формировании резервного фонда на случай банкротства. Сумма взноса должна вычисляться в зависимости от числа купленных туров. Кроме того, они должны будут страховать свою ответственность перед клиентами. Все это здорово, но может негативно сказаться на стоимости отдыха, поскольку свои траты туроператоры попытаются переложить на плечи клиентов.

Что думают известные люди России и Карелии?

Владимир КучеренкоВладимир Кучеренко, председатель Совета руководителей турфирм Карелии:

– Русского туриста вообще ничем не запугаешь. Если туристы хотят чувствовать себя уж совсем в безопасности, то лучше подождать месяц-два с покупкой путевки. Сейчас ситуация на рынке стабилизируется, и к Новому году все утрясется. Рынок очистился от недобросовестных турфирм. Такие компании, как Tez Tour, Pegas Touristik и другие крупные игроки возьмут на себя весь поток.

Георгий МоховГеоргий Мохов, генеральный директор ЮА «Персона Грата»:

– Всё дело в том, что уже много лет турбизнес в России развивается по схеме финансово-долговой пирамиды. Из денег тех туристов, которые заплатили сегодня за туры, оплачивается задолженность по турам предыдущего периода. Соответственно, деньги он где-то должен найти: либо перекредитоваться, либо рассчитывать на повышение спроса. Или начинать демпинговать для того, чтобы увеличить оборот и повысить свою выручку. На падающем рынке сделать это практически невозможно, и туроператор приходит к дефолту. С каждым новым крупным банкротством оставшиеся турфирмы становятся надёжнее. Как говорится, большого слона можно долго есть. Когда с рынка уходит большой туроператор, его клиенты неизбежно распределяются между другими туроператорами на этом направлении. Перевозка на направлении сокращается, возникает лёгкий дефицит, что ведёт к повышению цены, и все начинают зарабатывать. Цены на туристский продукт сейчас настолько низкие, что зарабатывать туроператор не может – только углубляться в долги.

Владислав ШевцовВладислав Шевцов, гендиректор проекта DaTravel:

– Среди основных проблем отечественного туристического рынка я бы отметил ту, о которой говорят довольно редко. Дело в том, что российские туроператоры существуют в основном в оффлайне. А сегодня нужно обязательно выходить в онлайн и менять модель работы. Преимущества онлайн-системы очевидны, поскольку она прозрачна и удобна. Конечно, если сейчас усилить законодательство в части страхования и предоставления фингарантий, то это как-то сможет повлиять на ситуацию на рынке. Но не стоит забывать, что это повлечет немалые расходы среди существующих игроков рынка.

Роман ТерехинРоман Терехин, член экспертного совета комитета Госдумы по экономической политике:

– В следующем году, вероятно, будет идти глобальная «чистка» туристической сферы, и рынок покинет большое количество финансово неустойчивых туроператоров. Процесс будет длительным, и то, что происходит сейчас, является скорее началом, но, возможно, уже к середине 2015 года произойдут значительные улучшения. В целом можно сказать, что подобное самоочищение может оказаться благоприятным для туристического рынка. Своё влияние на ситуацию окажет дальнейшее развитие событий в политике и экономике страны. Туроператоры могут уйти с рынка ещё и потому, что в законодательном регулировании туристической сферы намечаются серьёзные изменения. Так, планируют усилить контроль за игроками рынка, повысить их ответственность перед клиентами и увеличить размер страховки на случай проблем. Более высокие требования, которые будут предъявляться к туристическим компаниям, а также вымывание с рынка «серых» и поэтому дешёвых игроков могут сказаться на цене и привести к её повышению. Но в то же время более качественные услуги привлекут туристов, а в условиях повышенных требований со стороны клиентов туркомпании не могут позволить себе повысить цены. Поэтому, скорее всего, изменения коснутся в основном формата продуктов, а не их стоимости.

Читайте также

Миссия «Губернiя Daily» — быть самым интересным и необычным интернет-порталом. Сайт создан журналистами газеты «Карельская Губернiя».

Архив

© 2011-2019 Губерния Daily. При использовании информации, размещенной на сайте «Губернiя Daily», активная ссылка на материал обязательна

Наверх
Change privacy settings