Архив

В России введут продуктовые карточки. Выяснили, как будет работать новая система соцподдержки?

Минпромторг составил список продуктов, который можно будет приобретать по банковским продуктовым карточкам для бедных. Сейчас государство думает, как будет работать эта система. В список товаров точно не войдут водка, сигареты и «вредные» продукты.

Также в ведомстве рассказали, что вся программа будет работать на отечественной платежной системе «Мир». То есть человек придет в магазин с дебетовой банковской карточкой, где уже будут баллы. Их можно потратить только на определенных товары. Глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что программа может заработать в России в 2018 году.

Аналогичная система продуктовых карточек – food stamps – работает в США уже несколько десятков лет. Американская программа льготной покупки продуктов – федеральная программа помощи жителям США, не имеющим доходов или имеющим низкие доходы. Программа работает в стране с 1939 года, в ее разработке принимали участие министр сельского хозяйства США Генри Уоллес и первый руководитель программы Мило Перкинс. Изначально по программе малоимущим американцам выдавались талоны номиналом 1,5 и 10 долларов. Сейчас талоны заменены пластиковыми дебетовыми картами, обращающимися в специальной системе EBT.

По состоянию на май 2011 года продовольственную помощь получали 44 587 328

человек из 21 045 962 домохозяйств – самое большое число с момента начала действия программы. Средний месячный размер пособия на 1 человека составил 134,21 доллара.

Работает аналогичная система и в Германии: в настоящее время продуктовые карточки получают малоимущие граждане, планируется в ближайшее время начать выдавать аналогичные карты беженцам, прибывающим в страну.

Есть первый опыт и в России: продуктовые карточки начали тестировать в Ульяновске. Специальные электронные карты жителям Ульяновска выдают органы соцзащиты. На каждую из карт начисляется по одной тысяче рублей. На эти средства владелец карты может приобрести продукты – соль, сахар, масло, макаронные изделия и так далее. В общей сложности порядка 20 наименований. Отовариваться по такой карте пока можно только в одном магазине города.

Что думают известные люди России и Карелии?

Алексей Малашенко, эксперт Московского центра Карнеги:

– Зарплату ниже минимальной (7,5 тысячи рублей) получают 5 млн человек, а доходы всех граждан России падают и падают: в 2014-м – на 0,7%, в 2015-м – на 3, в 2016-м – на 5,9. И падать они продолжат, несмотря на кремлевско-думскую уверенность, что самое страшное позади, а санкции российскую экономику только укрепляют.

Власти приходится выкручиваться. А это больно и обидно. Поэтому в качестве компенсации предлагаю:

за выдающийся вклад в развитие экономики, рост благосостояния российского народа, заодно за успехи в борьбе за мир во всем мире первую почетную социальную карточку вручить Президенту РФ. Раньше ведь за то же самое генсека Брежнева награждали Золотыми Звездами Героя Социалистического Труда и орденами Ленина. И пусть этот ритуал покажут в новостях по всем федеральным каналам (то-то будет радости у Киселева), чтобы население (общества давно нет), сие прочувствовав, правильно проголосовало на грядущих президентских выборах.

Депутатам же Госдумы и их женам вручить такие же именные продовольственно-социальные карточки с портретами президента, премьера и главного ее спикера, фамилию позабыл, но это неважно.

Константин Бабкин, президент Промышленного союза «Новое Содружество»:

– Если правильно ввести эту систему, она может принести пользу на современном этапе. Сегодня продовольствие из-за дороговизны недоступно для многих людей, поэтому государство сбивает цены, замещая экспорт и стимулируя импорт. Попытка решить проблему таким образом ведет к увеличению безработицы на селе и росту бедности.

Если ввести карточки, выдавать наиболее бедным людям минимальный гарантированный набор продуктов, чтобы они могли бесплатно получить какое-то количество сахара, гречки, хлеба ежемесячно, а государство разрешит крестьянам продавать продукцию своего труда по ценам, обеспечивающим рентабельность производства, начнется активное развитие села. Это оживит экономику, создаст рабочие места и даст возможность людям зарабатывать, при этом не пострадают бедные, поскольку им будет гарантирован минимальный паек. Когда в условиях новой экономической политики сельское хозяйство выйдет на другой уровень развития, в несколько раз будут увеличены ежегодные объемы производства продовольствия, будут созданы миллионы рабочих мест, бедных станет гораздо меньше, потому что люди смогут проявить себя. А когда они станут зарабатывать, карточки уже будут не нужны. Поэтому такую временную меру, которая применяется и в Германии, и в США, где есть продовольственные талоны, думаю, на данном этапе можно поддержать и в России.

Александра Полякова, ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС:

– Уход от монетизации в вопросе предоставления различных субсидий, может быть, и неплох на фоне падения потребительского спроса и существенного подорожания большинства продуктов. Сложно сказать, насколько эффективной будет эта мера с точки зрения поддержки сельхозпроизводителей. Кроме того, в Минпромторге пока ничего не сказали о стоимости введения новой системы. А именно цена вопроса, как правило, является слабым звеном подобных нововведений. Возможно, окажется проще давать людям деньги.

Евгений Жирнель, и. о. министра экономического развития Карелии:

– В начале 90-х некоторые продукты выдавали по талонам. Но сегодняшние карточки ничего общего не имеют с тем, что было тогда. Карточки не связаны с дефицитом продуктов, а направлены на поддержку социально незащищенных граждан. Такая практика есть во многих развитых странах. Это поддержка и продавца, и производителя, дополнительное стимулирование спроса, это реакция на инфляцию, когда у населения сократились доходы. На уровне идеи – хорошо. Но могут возникнуть сложности при ее реализации. Надо четко определить круг лиц, круг товаров и магазинов. Можно будет привязать карту к определенным производителям и тем самым поддержать отечественного производителя.

Александр Полютов, управляющий по исследованиям и анализу долговых рынков Промсвязьбанка:

– Реализация данной инициативы дорого обойдется бюджету, в котором, с учетом дефицита, и так каждый рубль на счету. По разным оценкам, в год государство будет тратить около 250 миллиардов рублей. К программе есть еще несколько вопросов. Пока нет прозрачной схемы отбора производителей, механизма обеспечения должного качества продуктов.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram