Эксперты рассказали, почему стоимость домашнего интернета в России остается одной из самых низких
Согласно исследованию аналитического сервиса Picodi в конце прошлого года самой «дорогой» страной с точки зрения цены на интернет стала Норвегия: там средняя цена проводного широкополосного доступа по тарифам со скоростью 100 Мбит/с составляет 89$. В России эта цифра – 5,6$. Издание «Фонтанка» опубликовало мнение экспертов о том, из чего складывается цена домашнего интернета, и будет ли она расти в перспективе.
В России большой спрос на высокоскоростной интернет, и спрос этот рождает множество предложений – провайдеры сегодня представляют широкий спектр услуг. А постоянное развитие инфраструктуры, расширение транспортных сетей и высокая конкуренция подразумевают гибкую ценовую политику.
— В каждой стране свои цены, но надо понимать, что никто не будет работать в убыток, — говорит Денис Кусков, руководитель информационно-аналитического агентства «Телеком Дейли». — То есть российский оператор, представляя такие цены конечным пользователям, все равно остается в прибыли. На стоимости оптоволокна сказывается очень много вещей, кроме самого оптоволокна, — и прежде всего это удобство маршрута, чтобы обеспечить наилучший, сокращенный вариант прокладки.
Конкурентная среда в этой сфере сложилась с самого начала ее развития, отмечает Александр Логинов, вице-президент – директор МРФ «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком». А стоимость действительно складывается из многих слагаемых.
— Правительство Российской Федерации активно развивает телекоммуникационную инфраструктуру, предоставляя компаниям, инвестирующим в эту сферу, налоговые льготы и другие формы поддержки, — говорит он. — Все эти факторы вместе способствуют более низким ценам на высокоскоростной интернет в России по сравнению с другими странами. Стоимость интернета — динамический параметр, который регулярно адаптируется к различным условиям. В общую стоимость услуги входят расходы на создание и развитие сетей связи, приобретение и установку нового оборудования, последующее обслуживание сети, возрастающие затраты на модернизацию сети, в том числе на расширение каналов связи из-за ежегодного увеличением объема трафика. Важным фактором является и обслуживание пользователей, а также непосредственные затраты на передачу данных, быстрое устранение неполадок (например, обрыв кабеля) и другие аспекты.
Будут ли расти цены на домашний интернет? По мнению Дениса Кускова, этот рост неизбежен. С учетом экономической ситуации и постоянного увеличения объема интернет-трафика. Ситуация остается адекватной, пока процент роста находится ниже уровня инфляции. Чтобы сохранять удельную стоимость домашнего интернета, как федеральные, так и местные провайдеры, стали предоставлять пакетные предложения, прежде всего, с телевидением и мобильной связью. Кроме того, у телекоммуникационной сферы в целом накоплен достаточный запас прочности: это и инфраструктура, и уровень компетенции провайдеров, и успешный процесс импортозамещения. Он был запущен еще много лет назад, но, к сожалению, по словам Александра Логинова, это процесс небыстрый, финансово очень затратный, и не каждая компания может его себе позволить.
— Например, оптоволокно от российских производителей компания приобретает уже много лет, а в последнее время начала создавать внутри себя промышленный кластер для производства различного оборудования, — говорит он. — Наши продукты для населения — видеосервис Wink, платформа «Ростелеком Ключ» (для управления жилыми домами) — входят в реестр отечественного ПО. В целом сегодня в России для ускорения импортозамещения предприятия не только самостоятельно занимают освободившиеся ниши, но и происходят коллаборации, заключаются форвардные контракты для обеспечения заказов на годы вперед для того, чтобы на начальном этапе компании могли инвестировать и знать, что предприятие будет работать, а продукция будет востребована.
— Процесс импортозамещения в данной сфере чуть проще, чем в сотовой связи, где в принципе сейчас вообще нет импортозамещения, — отмечает Денис Кусков. — Здесь у нас ставятся определенные активные устройства российского производства, правда, из комплектующих Китая. Учитывая, что мы на протяжении десятков лет использовали другие системы, конечно, пока это происходит не повсеместно, и не выместило то, что применялось раньше.
По общему мнению экспертов, рынок домашнего интернета будет активно развиваться – с ростом скоростей, трафика и количества домашних устройств, управляемых через интернет. Уже сейчас почти у каждого дома есть умные колонки, пылесосы, лампочки, мультиварки… И провайдерам придется решать все более сложные задачи, чтобы все это и другие гаджеты, привязанные к Wi-Fi, работали без потери качества подключения.