«Зови Галю!» Почему кассиры самостоятельно не могут отменить покупку в магазинах
Как часто вы сталкивались с тем, что кассир что-то неправильно пробил либо вы передумали брать товар (на ценнике со скидкой, а в реальности — без нее), но самостоятельно продавец не может отменить вашу покупку? В итоге вся очередь замирает в ожидании более опытного сотрудника, который что-то шаманит на мониторе и покупка отменяется. Разобрались в рубрике "Окей, Гугл" почему кассир не может сделать это самостоятельно.
Обычный кассир vs администратор
Если что-то пошло не так и пробитый товар надо убрать из чека, кассир обязан позвать администратора либо старшего кассира. Можно сказать, что у них просто разные «уровни доступа». Эти доступы введены для того, чтобы уберечь от соблазнов, то есть чтобы обычные кассиры не мошенничали на рабочем месте.
Правила были введены тогда, когда ритейлеры заметили лазейку, которой начали пользоваться. Дело в том, что некоторые продавцы стали отменять покупку тогда, когда покупатель отходил от кассы. Деньги они забирали себе, а на складе потом фиксировалась недостача. Ходят легенды, что опытные кассиры обманывали таким образом свой магазин на очень и очень крупные суммы — особенно когда речь идет не о маленьких магазинах в двумя кассами, а об огромных супермаркетах, где таких касс десятки. Лично старшие кассиры в таких магазинах не способны всех проконтролировать.
Именно для того, чтобы таких ситуаций не возникало, были и введены должности с более высоким «уровнем доступа». Они имеют право отменить покупку только что пробитого товара, лично убедившись в том, что никто никого не обманывает.
Старший кассир вставляет в кассу личный ключ (или используют индивидуальной картой). Это действие фиксирует отмену, после чего ее убирают из чека посетителя.
Кто отвечает за недостачу?
Согласно Трудовому кодексу, обязанность за товары и их количество закрепляется за определенными работниками магазина (обычно это старший кассир или администратор). У работодателя с таким сотрудником должен быть заключен договор о полной материальной ответственности. Максимальное наказание — месячная зарплата, удерживать которую можно только тогда, когда установлен факт недостачи, проведена служебная проверка и так далее.
Есть, правда, договор о коллективной ответственности, который часто руководителями неправильно трактуется. Работодатель часто делит ущерб поровну между всеми сотрудниками, но делать это должен пропорционально (учитывать то количество продавцов, которые были в этот момент на работе). Многие продавцы, правда, в соцсетях пишут о том, что все эти нюансы никто не контролирует и денежные штрафы все делят поровну, пусть это и несправедливо.