Водителям разрешили конфликтовать с пешеходами для улучшения ситуации на дорогах
Министерство транспорта России разработало рекомендации для субъектов Федерации, призванные помочь организовать безопасное движение на регулируемых перекрестках. При этом документом впервые вводится в обиход термин «допускаемые конфликты» водителей и пешеходов на проезжей части и обозначены границы таких конфликтов, сообщает «Коммерсантъ».
В частности, 91-страничный перечень методических рекомендаций закрепляет приоритет во время пересечения дорог за пешеходами и велосипедистами, при этом скорость автомобилей должна быть снижена.
Часть норм в документе касается правил правого поворота на перекрестках. Так, правый поворот при запрещающем сигнале светофора разрешается только с обособленной полосы. Если же перекресток находится в центральном деловом районе города либо правоповоротный дублер переходят дети, необходим отдельный светофор и для этой полосы. Кроме того, Минтранс настаивает на применении обособленных левоповоротных полос, что, по прогнозам, позволит снизить аварийность на 15-40%.
Особый интерес представляет раздел, посвященный «допустимым конфликтам» между потоками транспорта и пешеходами.
«Речь идет о ситуациях, когда автомобили в бессветофорном режиме совершают поворот в месте, где переходят дорогу пешеходы (описано пять допустимых схем). Запрещено допускать такие конфликты, если интенсивность пересекаемого потока пешеходов более трехсот человек в час, потока автомобилей – более трехсот автомобилей в час. В противном случае необходим дополнительный светофор», – комментирует «Коммерсантъ».
Такая норма, по мнению специалистов Минтранса, позволит улучшить обстановку на дорогах, увеличить пропускную способность и даже уменьшить аварийность, если сделать конфликты пешеходов и водителей безопасными.
«Организаторы движения на местах ищут компромисс между безопасностью и пропускной способностью, и рекомендации являются одним из таких инструментов. Конечно, есть риски, что неквалифицированные специалисты могут воспринять рекомендации в этой части буквально и начнут убирать с перекрестков светофоры, разделяющие потоки автомобилей и пешеходов, но надзор ГИБДД должен риски минимизировать. В целом в документе прописаны многие ситуации, которые ранее вызывали споры и дискуссии между организаторами движения», – пояснили в общественном совете при Минтрансе Московской области.
Эксперт по безопасности движения юрист Катерина Соловьева считает, что документ облегчит работу региональным властям. Однако, по ее мнению, есть и существенный недостаток у новых рекомендаций – это приоритет движения для пешеходов, велосипедистов и акцент на снижение скорости машин.
«Понятно, что приоритет должен отдаваться в целом человеку и его жизни, – говорит эксперт. – Необходимо добиваться сочетания снижения аварийности с обеспечением пропускной способности, то есть с сохранением скорости».