Обзор

5 причин, по которым в Финляндии всегда есть парковочные места и нет пробок

Фото: Дмитрий Соболев / Фотобанк Лори

Если посмотреть статистику по автомобилизации нашего города и республики, то мы находимся в топ-10 по России с показателем 330 машин на 1000 человек населения. Некоторые автолюбители предлагают бороться с пробками, расширяя дороги и уничтожая тротуары и зеленые насаждения. Но знали ли вы, что в соседней стране этот показатель равен 650 машинам на 1000 человек? И это в стране, где машину нельзя бросить где попало и вы вряд ли будете стоять в пробках (разве что в столичном регионе в час пик). Как же так получилось? Давайте разбираться.

1. Низкая этажность микрорайонов

Большинство многоквартирных домов в Финляндии 3-6-этажные, благодаря этому у каждого дома есть своя парковка, которой хватает всем жителям. Места всегда платные, в среднем стоят 6-12 евро в месяц.

Штыри у парковочных мест — и есть те самые розетки с таймерами. (Фото: Google Maps)

Обычно у каждого места есть уличная розетка с таймером включения: на всех автомобилях стоит система подогрева картера двигателя для легкого запуска зимой. Поэтому зимой автомобиль специально не прогревают, просто садятся и едут.

На фото — трехэтажный район Хельсинки, построенный в 1983 году (Фото: Google Maps)

На весь район сделана одна большая парковка, и ее хватает на всех жителей. Во дворах домов вместо парковок — зоны отдыха для детей и взрослых.

Фото: Google Maps

2. Низкая плотность населения

Между районами города нередко бывают большие расстояния, и в сочетании со среднеэтажной застройкой мы получаем низкую плотность населения. Сюда же можно добавить обширный частный сектор, присущий любому финскому муниципалитету. На фото ниже хорошо видно, как районы с многоквартирными домами разделены обширным частным сектором.

Фото: Goggle Maps

Как следствие, на выезде из районов достаточно сложно образоваться пробкам или заторам.

3. Наличие необходимой инфраструктуры внутри района

Внутри микрорайонов хорошо развита социальная и транспортная инфраструктура. Количество школ, детских садов соразмерно количеству населения, а дороги и тротуары спроектированы для комфортного передвижения по ним.

Родители без проблем отпускают детей в школу пешком или на велосипедах, зная, что им ничего не угрожает. Поэтому отпадает необходимость возить детей в другие районы города и усиливать маятниковую миграцию внутри города, которая генерирует бессмысленный трафик.

4. Невысокая маятниковая миграция

Маятниковая миграция — условное название ежедневных поездок населения из одного населенного пункта/района (места жительства) в другой — на работу или учебу и обратно. Это явление одно из самых мощных в плане генерации автотрафика.

Фото: Дмитрий Соболев

Современные города стараются с ней активно бороться: строят в новых микрорайонах не только жилье, но и офисы, объекты социальной инфраструктуры. Создают различные рабочие места, на которых бы и трудились жители этого района, и им не приходилось бы ездить туда-сюда из центра на окраину.

5. Развитый общественный транспорт

Возможно, это основная причина, почему в Финляндии автомобилизация до сих пор не дошла до 1000 машин на 1000 человек населения.

Остановка общественного транспорта в центре Хельсинки (Фотобанк Лори)

Города пытаются всеми силами создавать общественный транспорт такого уровня, чтобы поездка на нем была не менее комфортна, чем на личном автомобиле. Мы писали об этом подробно в предыдущей статье.

Как вы думаете, эти факторы влияют на пробки в нашем городе? Я думаю, несомненно влияют. Решение проблем, связанных с ними, — это то, что предстоит сделать многим городам России в ближайшем будущем.

Коротко о главном в нашем Telegram