Обзор

«Цены на товары и продукты повышаются, а качество их падает катастрофически!»

О том, как нынешний кризис отразился на простых людях, мы уже писали. Кто-то кормит собаку отходами с помойки, кто-то отказался от отпуска и стал меньше кушать (кстати, полезные  антикризисные советы и лайфхаки ищите тут и тут). Но это все частные случаи. А как повлиял на жизнь петрозаводчан кризис в глобальном смысле? Об этом мы узнали, поговорив с владельцами собственного бизнеса и с теми, чей доход напрямую зависит от количества клиентов. В нашей подборке — ресторатор, парикмахеры, владельцы цветочного магазина и овощного ларька, а также оптовый менеджер и фармацевт. 

Людмила, маляр-штукатур строительной компании:

— С наступлением кризиса заработки катастрофически упали. Фактически получаем по прожиточному минимуму — когда увидела квиток за прошлый месяц, чуть не заплакала: 10 800. Монтажники, бетонщики, — а это мужчины, кормильцы семьи, зарабатывают по 15 тыс. в месяц. Уволить нас не могут, зато начали давить зарплатами, чтобы работники уходили сами. Квартиры у предприятия не покупают, даже когда компания делает скидку на 200 тыс. руб. Раньше можно было как-то прожить на халтурах, а сейчас люди, если и делают ремонты, то своими силами, лишь бы как-нибудь, никого не нанимают. Мы-то думали, что народ в любом случае станет обращаться к специалистам, но ошиблись. Никаких заказов — все глухо.

Сергей, ресторатор:

— В любой кризисный период существуют два пути: урезать расходы или делать инвестиции в бизнес. Я выбрал второй. Сейчас, на мой взгляд, оптимальное время, чтобы заниматься переоборудованием производства и ремонтом торговых площадей. Покупательская способность падает, цены снижаются. К тому же реконструкцию традиционно проводят не тогда, когда народ валом валит в заведение, а когда гостей становится меньше. Самое главное — даже в период кризиса, застоя не ронять качество обслуживания. Люди замечают все, и, если посуда на столах хотя и без сколов, но не новая, форма у сотрудников чистая, но недостаточно хорошо отглаженная, могут сказать: «В этом заведении что-то не то» и пойти искать, где получше. Гости чутко реагируют на разрушение атмосферы ресторана или кафе.

Мы живем в маленьком городе, где было достаточно случаев, когда, единожды потеряв свое лицо, фирма так больше и не смогла подняться на ноги. Во время кризиса приходится инвестировать больше, чем получаешь, экономить на личных нуждах, но только не на качестве обслуживания, потому что заведения во многом держатся на плаву благодаря постоянным гостям. Сейчас немного ресторанов, куда люди идут, соблюдая определенный дресс-код, все большее распространение получают заведения по типу будничного питания. Никто не удивится, если человек заглянет в ресторан по пути, просто чтобы выпить чашку чая.

Другое дело, чтобы ему все понравилось и он пришел еще и еще раз, рассказал об этом месте знакомым. Как говорится, первое впечатление можно произвести только один раз. Что касается распространенного мнения о том, что среди обслуживающего персонала ресторанов и кафе большая текучка, что такая работа рассматривается только как временная, ситуация меняется в лучшую сторону. Тот, кто понимает, что его труд важен, что, получив хороший опыт, он добьется успеха, остается. А остальные уходят. Любой кризис — дело временное. И от того, что ресторатор делает во время него, зависит, сможет ли он, когда застой пройдет, сразу достойно встретить гостя и обслужить его по высшему разряду или ему придется долго раскачиваться.

Давид, владелец овощного павильона:

— Мы с женой и сыном азербайджанцы, родом из Баку, но живем в Петрозаводске пятнадцать лет и являемся гражданами России. Бизнесом занимаемся не первый год, но еще никогда это не было так тяжело: по сути, едва выживаем. В декабре, правда, была неплохая прибыль, люди покупали овощи для новогоднего стола, из фруктов — в основном мандарины, яблоки, бананы. Но все равно не так, как в былые годы, хотя павильон находится на остановке, на маршруте следования двух троллейбусов и трех маршруток, то есть место довольно оживленное. Мы никого не нанимаем, все делаем сами: возим товар, торгуем. Выручают постоянные покупатели. Сейчас многие из них идут в сетевые магазины, но потом возвращаются к нам — что-то у нас подороже, но зато свежее, спелее. А что-то — и дешевле, и лучше: картофель, лук, морковь, свекла. Людей мы не обманываем, гнилье не подсовываем — сейчас надо бороться за каждого покупателя.

Максим, менеджер оптовой продуктовой фирмы:

— Цены на товары повышаются, тогда как их качество катастрофически падает. Сырные продукты, сметанные продукты — это вообще не знаешь уже, как назвать. Помню великолепную сырокопченую колбасу, а что мы видим сейчас? Не хочется думать, из чего сделана эта продукция. Вот тебе и импортозамещение! Наценки впечатляют: скажем, срезки филе трески мы отдаем оптом за 150 руб. кг, а в рыбных ларьках их продают за 240 руб. кг. Причем однажды выяснилось, что когда в одном из ларьков хозяин поставил их за 220 руб., продавцы втайне от него накинули еще двадцатку! Что касается наших клиентов, то они сейчас бьются за каждый рубль — случается, даже те, с кем мы работаем много лет, уходят к конкурентам, если у тех на три рубля дешевле.

Мария, продавец федеральной сети магазинов:

— Люди помешались на желтых ценниках. Можно каждый второй сделать желтым, и выйдет, что товар продается по скидке. Между тем многие дешевые продукты очень некачественные. На мой взгляд, в Петрозаводске нет ни одного продуктового магазина, который бы полностью удовлетворял потребности покупателей в том смысле, что все можно было бы купить в одном месте. Во многом вредят торговые матрицы, когда, к примеру, питерский менеджер, по сути ничего не зная, решает, что нужно петрозаводским покупателям. Сложно сказать, стали ли люди покупать меньше продуктов: кто как. А вот на водке, пиве, вине наш народ точно не экономит. Каждый третий, если не второй мужчина даже в будни вечером выходит из магазина с бутылкой в руках.

Камила, совладелица цветочного магазина:

— Бизнес непростой, сезонный, большая отбраковка. С наступлением очередного (а сколько их было и пережито!) кризиса проблема, как и у всех: покупатели устремились туда, где пусть похуже, но подешевле, хотя цветы не тот товар, на качестве которого надо экономить. Лучше совсем не берите букет, чем приобретать тот, который к вечеру завянет или лепестки осыплются. Конечно, покупателей стало меньше, но не катастрофически: люди все равно выходят замуж и женятся, рожают детей, да и самый выгодный для нас праздник — Женский день — никто не отменял.

Софья, парикмахер:

— Я держусь благодаря клиентской базе, которую создала за годы работы. Сейчас, если человек приходит со стороны, это редкость. Люди стали реже посещать парикмахерскую, много чего стараются делать дома сами, отказываются от дорогих восстанавливающих процедур по уходу за волосами, от наращивания волос. Лично я цены на услуги не поднимаю, хотя материалы все время дорожают пропорционально росту доллара и евро. Педикюр, по словам мастера, работающего в соседнем кабинете, стали мало делать, о наращивании ресниц, похоже, вообще забыли.

Ксения, другой парикмахер:

— В прошлом году я несколько месяцев сидела без работы, хотела даже обзванивать постоянных клиентов и просить покраситься. А потом мне пришлось устраиваться в парикмахерскую на поток, чтобы хоть что-то зарабатывать. Сейчас у меня свой кабинет, я работаю на себя, и с Нового года была на удивление плотная запись, люди пошли с 4 января.

Кристина, фармацевт:

— Сейчас петрозаводские аптеки активно скупают Санкт-Петербург и Москва. Сотрудникам сложно перестраиваться, потому что в данном случае несколько другой ассортимент, немного иные требования. В целом плюсов и минусов примерно пятьдесят на пятьдесят. Стали проводится акции, когда в какой-то день скидка на весь товар составляет 20% — покупателям, да и нам для прибыли, это выгодно. Вместе с тем что-то неоправданно подорожало. По поводу того, что стали или не стали покупать люди: дело в том, что на чем-то не жизненно важном можно и сэкономить. К примеру, кто-то привык обедать в кафе, а сейчас кушает дома. С медикаментами по-другому: большинство заболеваний без них не вылечить, и волей-неволей приходится идти в аптеку. К тому же некоторые лекарства можно заменить теми, что подешевле, а какие-то — нет. Многим дорогостоящим импортным препаратам не существует аналогов, и они постоянно дорожают, а кому-то без них не обойтись. Психологическая нагрузка на фармацевтов существенно увеличилась, потому что покупатели предъявляют претензии по поводу цен. Жалко пожилых людей: бывает, придут, спросят, сколько стоит лекарство, а после вздохнут, развернутся и уйдут.

Срочные новости в нашем Telegram