Как доставали вещи советские женщины во время тотального дефицита
Во время тотального дефицита, когда даже за молоком выстраивалась огромная очередь, советским актрисам удавалось выглядеть на миллион. Наверняка многие женщины задумывались: как и где они доставали одежду? И чьему стилю подражали?
В студенческие годы манекенщицы и модели недостатка в одежде не ощущали. Зачастую они приобретали элегантные платья или юбки у студентов-иностранцев, которые жили по соседству или учились в одном колледже. Также им иногда привозили наряды для поездки на разные фестивали и мероприятия. После показа или проведения встречи девушки могли позволить оставить вещи себе. Так, например, актриса Лариса Лужина получала наряды для поездки в Канны со съемочной группой фильма «На семи ветрах». На этом фестивале французский модельер подарил ей голубое кружевное платье, о котором писали местные газеты.
Иногда девушки брали вещи у своих коллег, которые ездили заграницу. Кто-то уезжал по работе, а кто-то ездил отдыхать. Изящные платья, палантины и туфли были на вес золота. Еще одним способом раздобыть заветную одежду было удачное знакомство с нужными людьми. Например, благодаря хорошим отношениям с Кларой Лучко Лужина одевалась в знаменитой двухсотой секции ГУМа.
— Там отоваривались жены партийных работников, но и некоторым актрисам по знакомству удавалось туда пробиться. У Лучко такие знакомства как раз были. И она меня повела. Это было очень ценно: после возвращения в Советский Союз я все не могла привыкнуть к тому, что одеваться стало негде. А в двухсотой секции все имелось: импортные сапоги, шубы, пальто, костюмы.
Многим девочкам любовь к красивой одежде передавалась от мам и теть. Женщины водили своих детей на зарубежные фильмы, где снимались актрисы в шикарных нарядах. А после просмотра ленты юные красавицы бежали домой и рисовали эскизы, которые потом отдавали портнихе. Ткани обычно выискивали в комиссионных магазинах среди привозных отрезов. Так актриса Светлана Светличная искала обрезки в комиссионках, а потом шила из них потрясающие наряды.
— Могу купить понравившуюся вещь и, если в ней есть что-то лишнее, обязательно ее переделаю. Да так, что все будут завидовать и никто не догадается, что она недорогая. Нужно уметь носить вещи, — рассказала Светлана Светличная.
Кто-то с самого начала шил платья, а не покупал с рук или заказывал у портних. Так Алла Будницкая стала одной из лучших портних в столице. Её наряды носила сама Алла Пугачева.
— Благодаря маме в молодости я одевалась лучше всех, — вспоминает актриса. — Мой дядя присылал из Парижа журнал «ELLE», и мама шила мне и всем моим подружкам такие же наряды, какие носили француженки.
Те, кому удавалось выхватить заветное платье в комиссионке, просили украшения у состоятельных родственников или знакомых. Например, актриса Наталья Утевлевна свекровь одолжила жемчужные серьги, брошь с изумрудами, сапфирами и рубинами.
— На мне все хорошо сидело, и газеты писали, что советская актриса очень элегантно одета, — вспоминает Наталья Утевлевна.
Некоторые артисты покупали платья, а затем перешивали их или дорабатывали. Советские женщины не расстраивались отсутствию широкого ассортимента и руководствовались девизом: «Дефицит рождает фантазию». Благодаря такому наставлению мы видели их в элегантных нарядах.
Худенькие девушки шли на ухищрения и покупали сразу по 2 платья в «Детском мире», а потом перешивали в одно. Все товарищи завидовали и гадали, это «Кавалли» или «Гуччи». Даже если с деньгами было совсем туго, а выглядеть на все 100 хотелось, красавицы покупали ситец, ленты для отделки и сами придумывали наряды. А если не было средств даже на ситец, то женщины по нескольку раз перекраивали давно забытые платья.
Людмила Гурченко 200 из 800 платьев сотворила сама. Она приходила после работы и занималась шитьем. Причем не на швейной машине, а в ручную: с помощью иголки и нитки. Она часто перекраивала платья, так она не пожалела костюм от Кристиана Диора и дополнила его самодельной брошкой, а к платью Кавалли пришила банты.
— Купишь в комиссионном идиотское платье большого размера, — писала в своей книге актриса. – Сидишь, крутишь, вертишь, выходишь – все ахают! Где купила? Да так, говорю, случайно досталось, заморское… И все верили. А потом, через время – хвать от него рукава, а вместо складок юбку «дудочкой». И идешь как японская гейша, тюк-тюк-тюк каблучками. Фурор! А одно платье перешивала рекордное количество раз. Уж больно материал был занятный.
Главным для обычной советской труженицы был усредненный стандарт: нужно было выглядеть как все. В стране, где слово коллектив звучало повсюду, индивидуальность не приветствовалась. Толпа выглядела довольно однообразно. Но среди этой толпы выделялись советские женщины, которые искали лазейки и способы, чтобы выглядеть грациозно и элегантно.