Обзор

Почему в кафе и ресторанах вам не могут отказать, если вы хотите расплатиться картой: покажите официантам этот текст

Бывало ли у вас такое, что в кафе или ресторане официант говорил вам, что оплата только наличными? Оказывается, это распространенный способ заведений... нарушить закон. И сейчас мы расскажем почему.

Почему они отказываются принимать карты?

  • Есть такое понятие как эквайринг — обработка платежей. Обычно это выглядит так: ресторан подписал контракт с банком и платит ему за операции по картам немаленький процент. Если процент большой, владельцы заведений предпочитают оплату наличными.
  • Экономят на налогах. Наверняка там еще и персонал зарплату в конвертах получает. Соответственно, владельцы заведения не платят отчисления с зарплат.
  • Наличные деньги в дефиците — а она нужна рестораторам для закупки продуктов на рынках. Карты там не принимают, как известно.
  • Махинации с обналичиванием. Оказывается, на оплате наличными рестораны могут заработать до миллиона рублей, выяснил «360». Происходит это так: заведение накапливает наличные и сбывает их так называемым обнальщикам, получая при этом немаленькую комиссию, до 10% от суммы. Что незаконно. Посетитель может заметить обнал по чекам, пишут эксперты. В ресторанах, которые так зарабатывают, клиенту выносят не настоящий фискальный чек, а пречек. Отличить их можно по QR-коду, у настоящего чека он должен быть. Все просто: когда вы покинете заведение, персонал отменит ваш заказ и заберет себе наличные.

А закон что?

По закону в кафе или ресторанах у вас обязаны принять карту платежной системы «МИР». Об этом говорится в статье 16.1 закона «О защите прав потребителей»: «Продавец, у которого выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год превышает 40 млн рублей, обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя». Оборот в 40 млн рублей есть не у каждого ресторана — это стоит помнить. Но у крупных сетей он есть.

Если при входе нанесены стикеры платежных систем, техническая возможность приема карт существует», — объясняет юрист. — В таком кафе у вас должны принять карту, если терминал есть и он исправен.

Но на практике вам могут отказать «по техническим причинам». Что делать?

Попросите принести терминал

Сообщите, что хотите проверить устройство и зафиксировать отказ для жалобы в Роспотребнадзор. А для этого нужно снять сломанный терминал на видео. Когда вам принесут терминал, вставьте карту в прорезь. Желательно самостоятельно: иногда хитрые менеджеры вставляют ее не до конца, чтобы имитировать поломку устройства.

Соврите про кредитку

Скажите, что у вас с собой только кредитка, а снятие налички с кредиток банки обычно берут ощутимый процент. Что вполне логично — именно поэтому вы хотели бы расплатиться наличкой.

Протяните рваную купюру

Кассиры вряд ли захотят связываться с порванной купюрой: ни сдачу ею не дашь, ни зарплату. Минус этого способа в том, что рваную банкноту придется где-то найти. Или сделать самому.

Попросите перевести на Сбербанк

Можно всегда перевести деньги менеджеру через «Сбербанк Онлайн» — так даже таксисты делают. Или любой другой удобный банк. Это дело пары минут. Если уж быть совсем дотошными, обязательно попросите итоговый чек с QR-кодом (если вдруг его не дали). Тогда менеджер точно доложит в кассу деньги из своего кармана.

Куда жаловаться?

В Роспотребнадзор: нужно записать одно-единственное видео: на котором видно неработающий терминал и слышно отказ работников кафе принять к оплате карту. Для этого нужно переспросить менеджера: «Я действительно не могу оплатить заказ картой?». Для верности сфотографируйте также значок Visa и Mastercard, если он приклеен на входе.

Срочные новости в нашем Telegram