Обзор

Разбитая бутылка, не та цена в чеке и подозрение на кражу: как решить спорные ситуации в супермаркете?

Задели полку в магазине, разбили дорогой алкоголь, хамит продавец — как вести себя в таких ситуациях с точки зрения закона? Разобрались, как поступать в спорных ситуациях в супермаркете, с которыми может столкнуться каждый.

1. Разбили товар

Вы задели сумкой дорогую стеклянную бутылку, и она разбилась об пол вдребезги. К вам тут же подбегает охранник и заявляет, что вы должны оплатить ее стоимость. Должны ли? По закону риск случайной гибели или повреждения имущества несет его собственник. А пока вы не оплатили товар, вы ничего магазину не должны. Но только в том случае, если разбили что-то случайно.

Если же вы намеренно бьете бутылки об пол, то придется заплатить. Справедливым будет требование и в том случае, когда вы набрали слишком много товара и что-то выскользнуло у вас из рук. В спорной ситуации решение проблемы можно найти в записи с видеокамер.

2. Товар сломал ребенок

А вот если ваше чадо неудачно решило поиграть с одной из стеклянных бутылок, то ущерб придется возместить. По закону, родители обязаны следить за детьми и обязаны оплачивать причиненный ими ущерб. Поэтому, если ребенок что-либо повредит в магазине, придется за это заплатить.

Лучший вариант — выплатить ущерб на месте и зафиксировать это в соглашении об урегулировании убытков либо оплатить товар на кассе. Делайте это в досудебном порядке, иначе вам придется возместить все судебные издержки в случае проигрыша дела.

3. Заставляют оставить сумку в камере хранения

Далеко не всегда есть желание оставлять сумку в камере хранения, особенно если у вас там лежит что-то очень ценное. По закону охранник может лишь предложить, но настаивать права не имеет. Приглашая оставить сумку в камере, супермаркет предлагает вам заключить договор по хранению вещи в обмен на ключ с номерком. А вы можете отказаться — заставлять вас никто не имеет права.

Если же с сумкой вас не пускают, то тем самым нарушают ваши права. Запись о нарушении стоит оставить в книге жалоб и предложений, сфотографировать ее и обратиться в Роспотребнадзор.

4. Сумку украли

Бывает и так, что вы сдали рюкзак в камеру хранения и не нашли его там, когда вернулись. Охрана и администрация магазина показывают на табличку, где написано, что сотрудники ответственности за содержимое ячеек не несут. Что делать? Во-первых, подобные таблички незаконны — когда вы помещаете сумку в камеру хранения, то между вами и магазином возникают правоотношения. Магазин обязан вам вернуть вещи в целости и сохранности.

Если же безопасность ваших вещей магазине не обеспечил, то должен возместить ущерб. Вы также можете обратиться с требованием о компенсации причиненного морального вреда. В первую же очередь вам нужно позвонить в полицию и заявить о краже.

5. Подозревают в краже

Вы зашли в магазин за хлебом, а в процессе передумали его покупать. На выходе охранник требует вас показать сумки или пройти в отдельную комнату для досмотра вещей. В этой ситуации вам надо напомнить, что проверять сумки и проводить досмотр могут только полицейские. У сотрудников магазина такого права нет.

Предупредите охранника об уголовной ответственности за самоуправство и незаконное лишение свободы. Кроме того, попросите очевидцев снять инцидент на видео и выступить свидетелями. И, конечно, стоит самостоятельно вызвать полицию, чтобы пресечь самоуправство охраны.

6. Не пускают в магазин

Вы хотите зайти в магазине с коляской, а охранник говорит вам, что это запрещено. Такой запрет нарушает право потребителя на приобретение товара. Запись об этом стоит оставить в книге отзывов и предложений торговой точки.

А с детской коляской и вовсе особый случай, так как люди с таким «транспортом» относятся к маломобильным группам населения. Представители магазина, запрещающие проход с детскими колясками, ставят такие группы в неравное положение, что запрещено законом.

7. Вам нахамили

В супермаркетах обычно все вежливы и доброжелательны, но вдруг вы нарвались на продавца, который едко комментирует ваши покупки и отпускает нелицеприятные комментарии по поводу внешности. Как поставить такого человека на место?

Хамство продавца — это нарушение прав потребителя. Покупатель должен оставить запись об этом в книге отзывов и предложений. Желательно написать жалобу на продавца в администрацию магазина. В этом случае руководство будет обязано привлечь его к дисциплинарной ответственности.


8. Цена товара на кассе не соответствует ценнику

Вы радостно берете любимую шоколадку — по акции она стоит в два раза дешевле, чем обычно. И тут на кассе вам заявляют, что заплатить вы должны по обычной цене. Мол, продавцы просто не успели сменить ценник, а в системе уже всё по-другому.

Торговые сети обязаны  своевременно предоставлять потребителю достоверную информацию о товарах, и цена относится к этим данным. Если на полке с продукцией стоит ценник, это признается публичной офертой. А это значит, что продавец обязан продать вам товар именно по той цене, которая указана на ценнике. Продажа по большей цене квалифицируется как обсчет потребителя.

Если вы намерены идти до конца, то сфотографируйте ценник, чтобы у вас было доказательство вашей правоты. А потом идите беседовать с администрацией магазина.

9. В чеке лишний товар

Вы расплатились за покупки и видите, что в чеке пробит товар, который вы не брали. В первую очередь обратитесь к кассиру — он оформит вам возврат.  Если сотрудник магазина откажется это сделать, начните с письменной жалобы в администрацию магазина. Обычно деньги возвращают, но если ситуация заходит в тупик, пишите жалобу в Роспотребнадзор. Приложите фотографии чека, покупок и письменной жалобы на кассира.

10. Вы купили испорченный товар

Даже если со сроком годности всё в порядке, товар может быть испорчен. В таком случае требуйте замены товара на аналогичный или возврата денег. При этом вы должны отдать обратно некачественный продукт.

Если продавец отказывается, покупатель может пожаловаться на продажу испорченного товара в Роспотребнадзор и обратиться в суд с требованием возврата денег или замены товаров. Перед этим направьте претензию руководству магазина в письменной форме, чтобы иметь в последующем доказательство обращения.

Срочные новости в нашем Telegram