Обзор

«Родители не представляют, что их дети позволяют себе на уроках». Узнали у педагогов Петрозаводска, доводят ли их ученики

учитель, портрет
фото: Кристина Кушнир, личный архив

Регулярно в российских СМИ появляются новости об учителях, у которых сдали нервы на уроке. Как на днях в Бурятии, где учительница сначала накричала на школьника, а затем ударила его по голове рукой. Мы обратили внимание, как наши читатели комментируют такие новости (спойлер: большинство на стороне учителя) и поговорили с петрозаводскими педагогами о том, с каким чувством они читают про истерики коллег.

Видео из бурятской школы, где учительница ударила мальчика по голове, сняли одноклассники. Ролик попал в новости, учительницу ждет увольнение. Однако абсолютное большинство читателей в нашем паблике «ВКонтакте» считает, что педагога «довели» и ее вообще-то пожалеть надо.

Мы подумали: а что петрозаводские учителя скажут? Доводят ли их так на уроках? И оправдывают ли они подобное поведение коллег? Большинство педагогов попросили об анонимности — мы обещание сдержали.

Анна, учитель русского и литературы:

— Я считаю, что ударить любого человека можно только в целях самообороны, если что-то угрожает твоей жизни и здоровью. Во всех остальных случаях такое поведение неприемлемо. Да, понимаю, что дети нынче бывают ОЧЕНЬ жестокие и подлые, но это не дает повода их бить!

Кристина, учитель финского языка:

— Дети действительно порой позволяют себе оскорблять учителей, издеваются над ними, срывают уроки. Родители многих учеников даже не представляют, ЧТО их дети позволяют себе делать на уроке, как в отношении учителей, так и в отношении своих одноклассников. Учитель — живой человек, ее реакция (речь о педагоге из Бурятии — прим. ред.) в данной ситуации мне понятна. Скорее всего, ее просто довели до предела.

Не будем снимать со счетов, что учителя сейчас и без того работают в очень тяжелых условиях и у них сдают нервы от большой нагрузки и эмоционального истощения. Но я не могу оправдать ее действий, так как считаю, что учитель всё же должен уметь сохранять самообладание и помнить, что каким бы ни был ученик перед ним — это ребенок. Нужно учиться искать подход, разговаривать ненасильственным языком, пытаться найти причину такого поведения ученика. В конце концов, можно отвести его к директору, сообщить родителям о том, что он нарушает дисциплину, срывает урок. Но поднимать руку на ученика, на мой взгляд, просто недопустимо. Считаю, что учитель — это очень высокое призвание и быть учителем — это поистине дар, который мы должны уметь правильно применять и вот в таких критических ситуациях тоже.

Диана, учитель русского и литературы:

— Если не можешь находить подход к детям и нервишки шалят, то лучше оставить затею быть педагогом. Учителя из Бурятии не поддерживаю. Если она не может справиться с младшими школьниками, не может увлечь их, сделать материал интересным, то грош ей цена как педагогу. Дети начинают шалить, болтать чушь, если им неинтересно. Может, я так рассуждаю, потому что у меня другие рычаги давления на хулиганов. И так жёстко меня сложно довести. Если даже это произойдёт (доведут), то я не так буду действовать.

А по поводу того, жалко нынешних педагогов или нет... Работа такая. Выбрал — расти в этой области. Что касается внимания к профессии со стороны правительства, то её недостаточно. Оттого и отношение населения к нашей профессии. Оттого и такие случаи происходят. Дети невоспитанные. Но таких хватало всегда.

Татьяна, учитель истории:

— Так а чего нас жалеть? Кто на что учился, как говорится. Мы уже давно привыкли к тому, что родители сваливают на нас свои обязанности и считают, что мы должны их детей не только учить, но и воспитывать. К сожалению, особенно это стало понятно, когда начался дистант. Родители и дети оказались визави, а тут и выскочили все проблемы воспитания, в которых опять были виноваты учителя. Да, доводят. Да, иногда учителя ни во что не ставят. Но это не большинство детей. Поверьте, таких — единицы. Это дети, которые самовыражаются так, в семье потому что не видят ни уважения, ни любви.

Я за 30 лет работы в школе много чего видела. И сама, бывает, срываешься, а потом стыдно становится и детей таких жалко. Опускаться до рукоприкладства считаю невозможным ни при каких обстоятельствах. Учитель в переводе с греческого — ведущий за руку. Как мы остальных-то будем вести, если на других эту руку поднимаем?! Я люблю и уважаю всех своих детей, ругаемся, миримся, нет любимчиков, все для меня одинаково любимы. Они мне платят тем же. На том и стоим!

Яркая Карелия в нашем Instagram