Обзор

«Скромненько и страшненько»: почему у петрозаводских магазинов такие скучные витрины

Если герой книги, фильма или просто удачного фотоснимка  замирает у витрины, можно с уверенностью сказать: речь идет или не о нашем времени, или не о нашей стране, и уж точно  не о нашем городе. И дело не в том, что жителям карельской столицы чужды потребительские радости. Все куда проще  ― замирать негде. У окон петрозаводских  магазинов не задержится даже самый нетребовательный покупатель. В лучшем случае, там будут торчать наспех наряженные манекены. С грустью вздохнув и вспомнив витрины европейских магазинов, которые можно разглядывать часами, мы попросили главного архитектора Петрозаводска, независимого дизайнера и хозяйку магазина женской одежды с пристрастием взглянуть на петрозаводские витрины. С их помощью попытаемся понять, в чем же проблема. 

Скромненько и безвкусно

Арочные окна старых зданий, наглухо затянутые виниловой  пленкой, стеклянные стены современных магазинов,  забранные фанерой, — витрины в Петрозаводске не оформляют, их приспосабливают к нуждам магазина. А нужды эти просты – разместить на ограниченной площади как можно больше товара. И если для этого потребуется закрыть  витрину с внутренней стороны магазина несколькими дополнительными  стендами, то, будьте уверены, большинство предпринимателей так и сделает.  И останется в выигрыше – ведь налицо двойная экономия: пространства и средств на оформление магазина. Широкоформатную печать на пленке можно недорого заказать в любом рекламном агентстве. Изобразить колбасу и бананы, обои и плоскогубцы, телевизоры и обувь – чтобы покупатель не перепутал. А лучше и вовсе не тратиться – простейшую драпировку на окно сможет повесить любая продавщица.

«В сегодняшних условиях ведения малого и среднего бизнеса город, можно сказать, обречен на такие витрины! — говорит дизайнер Юлия Савицкая. -  Предприниматель должен оплатить  аренду и коммунальные услуги, закупить товар, рассчитаться с сотрудниками, про налоги не забыть и что-то оставить  себе. А дизайнерская витрина – дело очень дорогое.  Даже начинающий специалист  только за разработку эскиза  одного витринного окна возьмет от 10 000 рублей и выше.  Эта сумма увеличится в несколько раз, если учесть стоимость воплощения  проекта, то есть оплату отделочных  работ,  цену  материалов  и авторское сопровождение.  Тем, кто решит  обновлять витрины к разным сезонам и праздникам,  эти вложения придется периодически повторять. А используя самоклеящуюся  пленку или простейший баннер можно уложиться в две-три тысячи и забыть о проблеме».

При этом мало кто задается вопросом, впишется ли  витрина в городское пространство. В реалиях нашего  города  штатного  дизайнера могут себе позволить только крупные розничные сети. Поэтому даже на центральных улицах стиль оформления  витрин  небольших  магазинов диктуется не архитектурными особенностями здания, а вкусом и возможностями их хозяев.

 «Честно говоря, не знаю, взялась бы я за разработку витринного оформления, хотя это очень интересный вид работы, — продолжает Юлия. — Придумать можно многое, а вот воплотить в условиях небогатого провинциального города – вряд ли. Оформление витрин в городе никто не контролирует.  А наши люди в таких условиях ничего делать не будут.  Мы привыкли восхищаться витринами того же Хельсинки или других европейских городов. Думаю, чтобы приблизиться к идеалу, нам нужны жесткие требования и не менее жесткий контроль».

Сначала закон, потом эстетика

Нельзя сказать, что город вообще не предъявляет требований к содержанию и внешнему виду зданий. Муниципальные правила благоустройства определяют порядок содержания домов и прилегающих территорий. Размещение рекламы контролирует соответствующий федеральный закон. На этом регламентация заканчивается.

«Петрозаводск – не субъект Федерации, а значит,  не может самостоятельно устанавливать правовые нормы,  – поясняет  главный архитектор Петрозаводска Евгений Фролов. – А  принимать законы, определяющие вид городской среды, нужно, и как можно скорее. И лучше, если это будет сделано сразу на уровне России. Хотя законодательно прописать эстетику очень сложно, сделать это необходимо. У нас как принято – чем хуже товар, тем ярче витрина и крикливее реклама, и её должно быть много. Порой на один магазин, торгующий, например, дешевой одеждой, приходится 3-4 вывески, баннер, забитая вещами витрина и выносная рекламная стойка (штендер), причем выставленный далеко от входа, на тротуаре. Человек, ограниченный в средствах, себе таких трат не позволит. Так что дело не в деньгах, а в отсутствии элементарного  чувства меры и вкуса. Нельзя законодательно обязать таких людей срочно обзавестись художественным вкусом, но можно заставить обратиться  к  профессиональным дизайнерам. В то же время хотелось бы избежать единообразия. Во-первых, это скучно, а во-вторых, одно стилистическое решение не может быть успешным в разных архитектурных условиях».

Но даже существующая ситуация, с точки зрения главного городского архитектора,  не безнадежна. Если дизайнерская витрина действительно не по карману, стоит вспомнить о её первом и главном назначении. Витрина нужна, главным образом, для показа товара.

— Вот и показывайте товар, а не надпись. Не название бренда, а цвет, форму, фактуру,  – советует Евгений Фролов. – Пусть внимание потенциальных покупателей привлекает сам продукт, который хорошо видно через открытую витрину.  Даже если со стороны магазина окно перекрывает стенд с товаром, можно интересно и ярко декорировать его обратную сторону.  Это даст гораздо больше эффекта, чем любой баннер. И, что тоже важно,  такая витрина не вступит в стилистический конфликт со зданием, в котором она находится, не скроет площадь остекления (как архитектурного элемента всего фасада здания).

— Сможет ли когда-нибудь Петрозаводск приблизиться в дизайнерском отношении к какому-нибудь европейскому городу?

— Не скоро. Не раньше, чем появятся новые законы и в сознании людей что-то не сдвинется с мертвой точки, когда люди начнут понимать, что среда обитания не заканчивается на пороге квартиры или своего магазина.

 По ту сторону витрины

Выяснилось, что одно из решений, о котором говорил главный архитектор,  в Петрозаводске есть. Одно из них – в магазине нашей следующей собеседницы, Оксаны…... Совладелица магазина женской одежды объяснила свое решение: «Открывая магазин, мы решили максимально вложиться в оформление зала, а витрины просто оставили  открытыми. В период скидок  наклеиваем на стекла соответствующий знак – маленькую листовку с комбинированным изображением процента  и смайлика. Во время праздников добавляем совсем немного соответствующего  декора, а сезонные обновления наших коллекций все желающие и так могут рассмотреть прямо с улицы. Недоработку я вижу в отсутствии подсветки. Это касается и моего магазина, и многих других. Большую часть года у нас темно или пасмурно. Продуманное освещение в этих условиях не только улучшит вид витрины и товара, оно привлечет дополнительное внимание покупателей и создаст настроение».

Возможные требования к оформлению витрин вызывают у Оксаны смешанные чувства – ведь  это  несомненные дополнительные расходы. Но в то же время с городскими витринами надо что-то делать.

«Я понимаю, что  средства надо искать  и вкладывать их в оформление магазинов. В центре Петрозаводска  почти не осталось квартир на первых этажах – всё отдано под торговлю. Говорить о стиле можно только в тех случаях, когда магазин работает по системе франчайзинга и определенное оформление прописано в договоре. В остальных случаях  это лотерея:  повезло, оказался хозяин магазина человеком с зачатками вкуса, значит, и витрину, и здание он хотя бы не испортит.  Поверьте, предприниматели все это тоже видят и понимают, что  городскую среду надо менять, но для  этого  людям нужен некий толчок. Мы вовсе не лишены эстетического чутья в массе своей, просто слишком привыкли экономить и считать всё внешнее  второстепенным.   Когда изменится эта установка, постепенно начнет меняться отношение и к городскому дизайну».

Наших собеседников объединяет жизнь в одном городе. В остальном они очень разные – возраст, профессии, жизненный опыт. Но их оценки и выводы оказались очень похожими. Петрозаводчане готовы меняться и менять свой город. Но сделать первые шаги их все-таки  надо заставить.  А пока будем замирать у витрин где-то в районе Хельсинки, а домой привозить красивые фотографии и привычно вздыхать: «Живут же люди!»

Анна Панина 

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram