Обзор

«Жирная Люба» Липовецкого приезжает в Петрозаводск

Олег Липовецкий
Фото: Виктор Давидюк

У каждого свои страхи. Я, например, в детстве очень боялся индейцев. Посмотрел во втором классе «Апачи» с Гойко Митичем и потом пару лет уснуть не мог. Все мне ночами под столом индейцы с томагавками мерещились. Или, например, всадник без головы. Как привезут меня на лето в Гомель, так он перед глазами и встает. Дом там был деревянный, перед окнами яблоня, и вот чувствовал я, что сейчас он под ней и проплывет. После сказки про Водокрута Тринадцатого я сутки не подходил к раковине. Боялся, что эта дрянь выскочит из сливной дырочки. Ну, а с «Фантомаса» моим родителям пришлось уйти, так как, увидев эту жуткую синюю морду, я просто заорал. У каждого свои детские страхи. И у Олега Липовецкого они тоже были свои.

Черт! Каждый раз, прежде чем начать переходить к делу, приходится напоминать, кто такой Липовецкий. Причем, мне-то кажется, что все в нашем городе должны его знать. Он же был популярным актером «Творческой мастерской», он стал известным российским режиссером, его номинируют на «Золотые маски», он проводит ночные читки и создал конкурс драматургии «Ремарка». Но наверняка приходят новые поколения, вырастают новые взрослые, и они уже могут не знать этого театрального человека. Тем более что вот уже много лет большую часть жизни он проводит за пределами Карелии. Ставит спектакли в самых разных городах страны. Он режиссер и, казалось, совсем позабыл о своей первой – актерской – профессии. И вот новость: в Петрозаводск привозят спектакль Юлии Каландаришвили «Жирная Люба», в котором играет Липовецкий. Причем это моноспектакль, так что, кроме него, там никого и не будет.

Пьесу написал он сам. Вернее, адаптировал под театр свою автобиографическую повесть. Повесть, к слову сказать, вот-вот будет издана в Москве. И это, поверьте, очень хорошая литература. Добрая, смешная, трогательная, лиричная, умная и грустная. Это история о детских страхах. О взрослении. О преодолении. Об отчаянии и победе. Но для меня это в первую очередь история о чудесной и безусловной родительской любви.

Знаете, на свете существует несметное количество пьес о конфликте отцов и детей. О непонимании. О злобных отчимах, тупых отцах и властных матерях. Талантливые драматурги рассказывают о том, как страшно тяжело вырывались они из-под родительского гнета. И в этом плане «Жирная Люба» противопоставлена большинству других историй о подростках. Здесь будут добрые папа и мама, прекрасный брат, чудесный родовой дом в Крыжополе и теплая-теплая атмосфера безусловного семейного счастья. А конфликт… Конфликт в первую очередь у героя происходит с самим собой.

Дело в том, что он толстенький. Толстенький, маленький и, видимо, несколько нелепый еврейский мальчик. Не спортсмен, не драчун, не победитель. Маленький полный ребенок в детских колготках посреди реалий суровой карельской Питкяранты.

Удивительно, как много деталей запомнил Олег из своего детства. Как остро они должны были ранить его, раз так прочно отложились в памяти. Страшный конфуз в детском саду, первое сокрушительное осознание конечности жизни, бессилие перед школьным хулиганом, несмываемый позор в спортзале. И при этом зрителю почти все время весело. Это такой грустный юмор Шолом-Алейхема или Севелы. Смех с теплым, грустным, солоноватым послевкусием.

На сцене полтора часа один Липовецкий. И еще лампы, разнообразные рамки, музыка и проектор. И этой компании вполне достаточно, чтобы за все время ни разу не посмотреть на часы.

Ну, по крайней мере, я не посмотрел.

Яркая Карелия в нашем Instagram