Козел-депутат и болотная ведьма: 15 самых интересных кукол из Волшебной комнаты Театра кукол Карелии
Волшебная комната – это театральная сокровищница, где хранятся самые крутые куклы. Туда можно попасть на экскурсию, и каждый гость неизменно чувствует себя ребенком. Вот и мы сразу кинулись пожимать руку Кощею и тянуть за хвост крокодила. Специально для «Губернiи Daily» Театр кукол РК показал 15 своих любимых героев и рассказал их истории. А чтобы такие разные куклы ожили, мы еще и гифок для вас наснимали!
Козел-депутат из спектакля «Кошкин дом», 1984 год
Одна из самых крупных кукол и уж точно самый импозантный персонаж — работа художника Николая Комова. В «Кошкином доме» по пьесе Маршака, помните: «Ты попробуй, это вкусно, словно лист жуешь капустный»? Режиссер Юрий Андреев эту свою роль очень любил. А депутатом Козел стал уже в 90-х в спектакле Любови Бирюковой «Непослушные котята», он наставлял малышей слушаться маму-кошку. Козел-депутат – ростовая кукла, под элегантным костюмом у него прочный металлический каркас и мягкий поролон.
Обезьянка Фриганелла из спектакля «Матрешки и Ванька-встанька», 1972 год
Самая старшая кукла в нашем рейтинге и оч-ч-чень необычная по материалам. Для спектакля по пьесе Владимира Лившица (режиссер В. Колосенок) ее придумала художница Христина Скалдина, создала из кухонной утвари! Мордочка – хлебница, а туловище – из банки болгарского перца (говорят, был дико вкусный). Ручки в перчатках и ножки в калошах держатся на пружинах. С виду проворная и легкая, но весит несколько кило! А ее еще держать надо над ширмой.
Балерина из спектакля «Солнечный лучик», 1995 год
Любимица всех девочек, миниатюрная и тоненькая Балерина в лиловой пачке дебютировала в постановке о дружбе и любви режиссера Владимира Петрова по пьесе Александра Попеску. В этой куколке столько механики для исполнения балетных па, и столько же изящества. Работа художницы Марины Зленко.
Крокодил и Питон из спектакля «Любопытный слоненок», 2007 год
Эта парочка сразу обращает на себя внимание. Сверкающий улыбкой крокодил – один из наших фаворитов, а питон длиннющий настолько, что в кадр влезла одна голова. Этой куклой на сцене управляют сразу пять человек! Блестящая работа художницы Марины Зориной. Инсценировка В. Макина по знаменитой сказке Киплинга и сегодня есть в репертуаре Театра кукол (для зрителей с 3 лет).
Илмаринен из спектакля «Картины Калевалы», 1989 год
Тот самый, который сделал мельницу Сампо. Спектакль по мотивам карело-финского эпоса знаменит благодаря тандему художницы и режиссера. Тамара Юфа и Юрий Андреев – имена, которые говорят сами за себя. Сейчас именно куклы авторства Тамары Георгиевны украшают парадную витрину Театра кукол.
Сюоятар из спектакля «Карельский сувенир», 1974 год
Еще один знаковый спектакль по карельским сказкам, который сделал наш Театр кукол популярным за рубежом. Премьера «Карельского сувенира» (пьеса Юрия Андреева, постановка Вениамина Советова и Михаила Королева) состоялась в Финляндии на финском языке, и только потом спектакль был показан на родине. Эта кукла Христины Скадлиной – болотная ведьма Сюоятар, по сюжету собиралась прямо на глазах у зрителей из ковша, кружки и прочих кухонных принадлежностей. В 70-е спектакль Театра кукол с живым планом (то есть без ширмы) был настоящим прорывом.
Василиса и Кощей из спектакля «Царевна-лягушка», 1976 год
«Коша, он хороший», — так рекомендуют этого сказочного злодея. Кощей размахивает руками и грозно глядит. Если добавить батареек, то глаза реально загорятся. Сейчас для такого эффекта уже существуют светящиеся краски или специальная кожа. А тогда, в 1976-м, к премьере спектакля Юрия Андреева по пьесе Нины Гернет платье Василисы художница Христина Скалдина ночами расшивала вручную по всем законам волшебной сказки. Сеть – тоже фишка кукол именно из этого спектакля. Выглядит очень эффектно.
Маленькая разбойница из спектакля «Снежная королева», 2010 год
Спектакль с участием этой куклы по пьесе Евгения Шварца (режиссер Николай Боровков, художник Елена Береснева) есть в репертуаре сегодня. Для зрителей с пяти лет. Маленькая разбойница – единственная марионетка в рейтинге. Это один из самых известных и сложных в управлении видов кукол. Магия, похожая на игру на музыкальном инструменте. Когда поднимаются и опускаются невидимые нити, Разбойница машет руками, прохаживается по комнате и подмигивает.
Чепупаха из спектакля «Аня в Стране чудес», 2009 год
Не Черепаха. Чепупаха. Просто эта инсценировка Александра Борока по Кэрроллу в переводе Владимира Набокова. А у него знакомую многим героиню Черепаху Квази или Как бы зовут именно так. Эта кукла художницы Анны Викторовой работает на столе. Яркий панцирь и чепец на голове – полный восторг! Увидеть Чепупаху можно на сцене Театра кукол: «Аня в Стране чудес» есть в репертуаре (для зрителей с 7 лет).
Полосочка из спектакля «Кукольный домик» (Про нас и про тебя), 1996 год
Эту куклу работы художника Бориса Кудрявцева точно надо было показать, потому что она из редкой породы мимирующих. Вроде все знают таких: рука актера находится в голове куклы и руководит ее мимикой. Но, оказалось, что в театре мимирующие куклы – редкость. Да, управляются легко, но быстро изнашиваются. Так что Полосочка (спектакль по пьесе С. Ефремова, режиссер Л. Бирюкова) – настоящий экспонат с 20-летним стажем. Кстати, совсем скоро мимирующих кукол можно будет увидеть в новой новогодней программе театра «Папин сюрприз».
Поросенок из спектакля «То ли люди, то ли куклы», 2000 год
Автор инсценировки и режиссер – Любовь Бирюкова, художница – Марина Зленко. Это будет малюсенький рассказ про самого маленького участника рейтинга. Поросенок (один из троицы, все по правилам) – кукла-перчатка. Но об этом быстро забываешь. Кажется, что забавный мини-свинтус и правда сам танцует и поет.
Корова Чернушка из спектакля «Бабуля и Чернушка», 1989 год
Самая стеснительная корова в мире. Родилась в интернациональной семье: для постановки по пьесе И. Полари (перевод А. Кайбияйнен) ее создала художница Лариса Архипенко. Ставила спектакль режиссер из Финляндии М. Линтунен.
Лошадь из спектакля «Собачья сказка», 2008 год
А это кукла – маска работы Марии Ивановой. Большую голову берет один актер, второй делает хвост. У обоих на ногах копыта. И со всем этим добром в руках они еще чечетку танцуют! Невероятное дело. Сама лошадь из инсценировки Натальи Пахомовой по мотивам сказки Карела Чапека внешне чем-то похожа на Белую лошадь из «Ёжика с тумане». И взгляд у нее такой же мечтательно-лошадиный. Длиннющие ресницы плавно поднима-а-а-аются и опуска-а-а-аются.
За экскурсию мы благодарим заслуженную артистку Карелии Людмилу Терентьеву.