Daily News

«17 мгновений весны» не запретят: Роскомнадзор разрешил демонстрировать свастику, разобравшись в законе

После скандала с солдатиками в фашистской форме, обнаруженными в магазине игрушек, правоохранительные органы стали очень нервно реагировать на любую публичную демонстрацию нацистской символики и атрибутики. Пошли разговоры о том, что и знаменитый фильм «17 мгновений весны» могут запретить, не говоря уж о новых фильмах, снятых ко Дню Победы. А как быть историкам, документалистам, журналистам? Однако вчера Роскомнадзор внес разъяснения по вопросу. Как сообщается на официальном сайте ведомства, использование свастики и другой символики без целей пропаганды не является нарушением Закона «О противодействии экстремистской деятельности». С этими разъяснениями хорошо бы ознакомиться карельской прокуратуре. Почему?

Сегодня на сайте прокуратуры РК появилось «Разъяснение законодательства: Федеральным законодательством в Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах». Сами понимаете, что если трактовать законы так буквально, огромное количество патриотических фильмов должны быть навсегда запрещены, научные труды изъяты из библиотек, а газеты следует подвергнуть жесточайшей цензуре. Именно поэтому федеральные эксперты Роскомнадзора и выступили с разъяснением.

В ведомстве обратили внимание на то, что в федеральном законе к экстремизму относится «пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики», после чего заказали юридико-лингвистическое исследование с целью разъяснения роли союза «и» в формулировке. Далее цитируем.

Специалисты кафедры судебных экспертиз Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина дали следующее заключение. При подготовке данной нормы федерального закона законодатели использовали для связки понятий «пропаганда» и «публичное демонстрирование» соединительный союз «и». То есть понятия не просто перечисляются, они грамматически соединены между собой. Порядок их употребления таков, что термин «пропаганда» находится в сильной, приоритетной позиции по отношению к термину «публичное демонстрирование».

Лингвистически это означает, утверждают эксперты, что само по себе публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики без целей пропаганды не является проявлением экстремизма.

По заключению экспертов, использование нацистской и сходной с ней до смешения атрибутики/символики в исторических, научных и т.п. целях признается допустимым. При этом нацистская символика не может быть использована с целью оскорбления советского народа и памяти о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах, для популяризации идей нацизма, теории расового превосходства, оправдания военных преступлений фашистов.

Ряд определений Конституционного суда РФ, связанных с применением антиэкстремистского законодательства, подтверждает такую позицию.

В своих документах Конституционный суд последовательно определяет, что «обязательным признаком указанной разновидности экстремизма является явное или завуалированное противоречие соответствующих действий (документов) конституционным запретам возбуждения ненависти и вражды, разжигания розни и пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».

В разговоре с редакцией сайта TJournal пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский пояснил, что ведомство не реагировало ни на какой новостной повод конкретно, а предваряло грядущий праздник Победы:

— СМИ будут много писать на тему ВОВ, показывать фильмы, кинохронику. Ряд резонансных правоприменительных решений в последнее время заострили вопрос соответствия закону публичной демонстрации нацистской символики. Поэтому нам важно было сориентировать СМИ по поводу нашей позиции.

Ведомство отметило, что в дальнейшем намерено использовать именно такую трактовку закона в своей работе. Это следует учесть, вероятно, и прокуратуре Карелии.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram