«Без финнов мы не выживем»: федеральный канал показал, как живет приграничная Костомукша
В эфире федерального телеканала показали «Специальный репортаж» о жизни городов на границе с Финляндией. Многие герои фильма уверены, что прекращение сотрудничества с северным партнером скажется негативно на жизни региона.
Журналисты телеканала «Россия 24» отправились в Костомукшу, которая находится в нескольких километрах от границы. Костомукша — один из самых ярких советско-финских проектов. Строиться город стал одновременно с сооружением горно-обогатительного комбината в конце 70-х. С тех пор здесь всё перемешалось. Советская типовая застройка граничит с финской архитектурой.
Однако местные жители отмечают, что недвижимость в «финских» домах дороже, чем в российских. Финские проектировщики уникальным образом вписали Костомукшу в ландшафт: получился то ли город в лесу, то ли лес в городе.
— Можешь выйти из дома, панельного девятиэтажного дома, войти в лес и набрать ягод. Разве это не прекрасно, — говорит заведующая музеем Костомукши Александра Басова.
Предпосылкой для строительства города послужила найденная в 1946 году Костомукшская магнитная аномалия. Позже геологи подтвердили, что здесь крупнейшее месторождения железной руды. Но содержание железа в сырье 4 процента, поэтому руду обогащают и получаются окатыши.
— Иногда мы даже называем это золотом Костомукши, — поясняет Басова.
Строительство комбината и города положило начало большому сотрудничеству с Финляндией, которое продолжалось вплоть до этого года.
— Это была большая стройка дружбы. Вообще, слово «дружба» у нас часто в городе звучит. Название «Дружба» имеет и заповедник, который находится и на территории Финляндии, и на территории России, — говорит заведующая музеем.
Это же слово использовалось и для названия общественных организаций. С комбината начиналось общество «Дружбы». Татьяна Иваницкая возглавляет местное отделение более 20 лет. Женщина приехала в строящийся город в конце 80-х с мужем, тогда в городе были тысячи специалистов из Финляндии.
— КГБ в те времена был очень так настроен, чтобы никто ничего, — рассказывает Татьяна Иваницкая, председатель Костомукшского отделения общества дружбы «Карелия — Финляндия». — И, конечно, запрещалось общаться с финнами. Горожанам не разрешалось. Чтобы никаких контактов. Ничего. Людей просто выселяли за любой контакт.
Татьяна отмечает, что одно общество показало себя очень агрессивно. С остальными председателями общение просто прекратилось.
— Никогда раньше спада в отношениях не было. Не было ни месяца без встреч, концертов и культурных обменов. Сегодня сплошная тишина, — говорится в фильме
— Но они поздравили с 8 Марта, днем рождения, друзья, видимо, тоже ждут продолжения общения, — с надеждой делится женщина. Она не может сдержать слез, когда вспоминает, сколько сил было вложено.
Окатыши поставляли в Финляндию вплоть до весны 2022 года.
— Это было между двумя системами. Смычка между социализмом и капитализмом. То есть две системы вроде враждовали друг с другом. А тут пожали руки друг другу и сделали хорошее дело. Сегодня приостановлены все железнодорожные перевозки, все автомобильные, всякое сотрудничество приостановлено, — Николай Бигун, бывший заместитель гендиректора ГОКа.
Валерий Шлямин, научный руководитель Института североевропейских и арктических исследований, поясняет, что финны прекратили закупать электричество, трубопроводный газ. У нас прекращено железнодорожное сообщение.
— В Швеции, Норвегии и в Западной Европе другая ширина колеи, а в Финляндии еще с царских времен одна и та же ширина колеи. И мы долгие годы были успешными партнерами в транзите, — добавляет Шлямин
Все потенциальные потери сложно подсчитать. Но приграничье будет жить совсем иначе. Так, Костомукша всегда жила приграничной торговлей и вообще сотрудничеством с северным соседом. Большой статьей доходов был туризм. Ольга Лехтинен открыла комплекс на озере Контокки.
— Он выполнен из местных материалов. И по своим традициям мы очень близки — и карелы, и финны, поэтому здесь всё выдержано здесь в таком северном стиле, спокойном, без ярких красок, — рассказывает женщина.
По словам предпринимательницы, отрасль теряет очень многое.
— Для нас финский турист и другой европейский турист, которого мы мечтали получить через Финляндию и финских партнеров... для нас это, если не сказать катастрофически, то очень ощутимо, — отмечает Лехтинен
С ней согласен Леонид Гундырев, руководитель компании пассажирских перевозок. Гундырев уверен, что отрасль не выживет без финских туристов. Из-за транспортной недоступности в эти места доезжают немногие.
— Без финнов мы не выживем, — сказал Леонид Гундырев. — Надо аэропорт, самолеты чтобы летали Петрозаводск — Сортавала там весь туризм. А мы живем в аппендиците: на автобусе умрешь ехать. Поезд ездит два раза в неделю.
Николай Салакка, руководитель гостиничного комплекса, рассказывает, что 80 процентов отдыхающих были из Финляндии. Его сотрудники ежедневно принимали 11 автобусов с финскими туристами.
Встали и транспортные компании. Константин Чебурков занимался грузоперевозками: в Финляндию доставляли пиломатериалы, щепу, опасные грузы, оттуда везли бумагу и другие товары.
— 9 апреля наши перевозки попали в санкционный список, в шестой пакет, — рассказывает Чебурков.
По словам специалиста, около 500 автомобилей по Северо-Западу остались без работы.
Трудности возникли и в деревообрабатывающей отрасли. Сергей Солдатов, директор компании по производству пиломатериалов, отмечает, что ему пришлось уволить 10 человек, теперь он и сам стал безработным
— Финская сторона не запрещала поставки топливной щепы. Первыми это сделали мы. Затем это сделали финны, но ровно через месяц, — говорит Солдатов.