Что изменится в жизни россиян с 1 января

В Новом году вступают в силу некоторые законодательные изменения, которые так или иначе коснутся почти всех россиян. Разбираемся вместе с изданием «Банки.ру», какие сферы жизни они затронут.
Социальные выплаты и пенсии
В 2024 году минимальный размер оплаты труда будет проиндексирован на 18,5% и составит 19 242 рубля. В свою очередь размер МРОТ повлияет на размер больничных, декретных, детских пособий и пособия по безработице — они тоже увеличатся. Также увеличится прожиточный минимум — с 14 375 до 15 453 рублей. Размер прожиточного минимума влияет на социальную пенсию, доплату для некоторых пенсионеров и единое пособие для семей с детьми и беременных.
Также с 1 января на 7,5% будут проиндексированы страховые пенсии неработающих пенсионеров, а социальные пенсии — с 1 апреля.
Материнский капитал теперь получат только те родители, чей ребенок получил российское гражданство по рождению. Если ребенок родится за границей, то права на маткапитал у родителей не будет.
Финансы
С 1 января размер минимального взноса по ипотеке составит 30%. Об ужесточении правил выдачи ипотечных кредитов мы писали и ранее.
Появится новый тип инвестиционного счета. Если вы не знаете, что это такое, поясним: инвестиционный счет — это такой счет, через который вы можете вкладываться в ценные бумаги. Соответственно изменятся и правила пользования инвестиционными счетами: подробности можно узнать в вашем банке.
При оформлении кредита банки будут обязаны сообщать заемщику о грядущей долговой нагрузке. Если расчет показывает, что выплаты по займам превысят половину дохода, то заемщик будет обязан подписать уведомление об этом и письменно согласиться с возможными рисками.
Запустится программа долгосрочных сбережений. Чтобы стать участником программы, нужно заключить договор с негосударственным пенсионным фондом (НПФ) и внести средства на счет. В течение трех лет государство будет добавлять до 36 тыс. рублей в год. Также можно получить налоговый вычет, вернув 13% взносов, но не больше суммы НДФЛ, уплаченного за год, и в пределах лимита для долгосрочных инвестиций, который в 2024 году должен составить 52 тыс. рублей. Выплаты по программе можно будет получать спустя 15 лет после вступления в программу.
Станут доступнее кредитные каникулы — заявку на них можно будет подать в случае, если ваши доходы снизились более чем на 30%, а также если вы пострадали в чрезвычайной ситуации — при пожаре, наводнении или другом бедствии. Но помните, что по одному кредиту отсрочку можно попросить только один раз.
Да, от дополнительных услуг по кредитному договору можно будет отказаться в течение 30 дней с момента заключения. А сотрудник банка, в свою очередь, обязан будет вас уведомить об этом при подписании кредитного договора.
Другие сферы жизни
С 2024 года увеличится лимиты социальных вычетов: лимит расходов на образование, спорт, медицину, взносов в НПФ, полисы ДМС и страхования жизни увеличится с 110 до 150 тыс. рублей. Соответственно, получить максимально можно будет 13% с этой суммы, то есть 19 500 рублей. Лимит расходов на образование детей увеличится с 50 тыс. до 110 тыс. рублей на каждого ребенка. Вернуть можно будет 14 300 рублей (13%).
Сотрудники, работающие на «удаленке», будут платить НДФЛ по одинаковой ставке: 13% для доходов до 5 млн рублей в год и 15% свыше этой суммы вне зависимости от налогового резидентства. Правда, это пока касается только тех сотрудников, с которыми заключен трудовой договор. Для работников на договорах гражданско-правового характера эти правила начнут распространяться с 2025 года.
Военная служба
На срочную военную службу с 2024 года будут призываться граждане с 18 до 30 лет. Впрочем, если вам уже исполнилось 27 лет — прежде это был верхний предел призывного возраста, то под призыв вы не попадете. Кроме того, планируется пересмотреть перечень заболеваний, которые являются основанием для негодности к военной службе, но конкретные диагнозы пока не известны.
Закон о занятости
Согласно новой редакции закона, пособие по безработице будет индексироваться каждый год 1 февраля. Работодателям будут выплачивать субсидии за прием на работу молодых специалистов и сотрудников с инвалидностью. Прошедшие военную службу граждане и члены их семей будут иметь приоритетное право трудоустройства через центры занятости. Также появится реестр организаций, которые содействуют нелегальной занятости.