Daily News

Что нужно знать, если вы попали в ДТП, находясь в такси, и на какую компенсацию можете рассчитывать

такси
фото: pixabay.com

Сервис такси сегодня устроен вовсе не так, как лет 10 назад. Модель организации перевозок в России полностью изменилась под влиянием цифровых технологий. Грубо говоря, сегодня никто ни за что не отвечает, пишет портал "Ридус". Традиционные парки и таксисты исчезли. Их сменили агрегаторы, самыми крупными из которых в нашей стране являются «Яндекс.Такси», «Ситимобил» и «Максим», которые позиционируют себя вовсе не сервисом по предоставлению услуги пассажирских перевозок, а бесплатным информационным сервисом.

В 2016 году правозащитник сообщества автомобилистов «Синие ведерки» Елена Гращенкова приехала в Санкт-Петербург, вызвала машину через приложение «Яндекс.Такси». Водитель не справился с управлением и на скорости около 70 км/ч врезался в дерево и фонарный столб. Женщина получила множественные ушибы, сотрясение мозга, сложную травму плеча. Медики диагностировали у пострадавшей стойкую утрату трудоспособности на треть. Из-за отсутствия на тот момент судебной практики и системы страхования пассажиров единственной выплатой, которую потерпевшая получила после аварии, стала сумма 75 тысяч рублей по полису ОСАГО.

Спустя несколько лет, в том числе благодаря работе в судах Елены Гращенковой, агрегаторы начали страховать жизнь и здоровье пассажиров на сумму до 2,5 миллиона рублей. Сама правозащитница в настоящий момент добивается от компании ежемесячных выплат в сумме 67 тысяч рублей в течение 40 лет — времени дожития. Общая их сумма может составить 30 млн рублей.

Сервисы такси, которые осуществляют страхование ущерба здоровью пассажиров (данная сумма в полном объеме выплачивается только в случае летального исхода, а при получении травм размер выплаты пропорционален степени тяжести полученной травмы):

  • Wheely. 2,5 млн руб.
  • Gett. 2,2 млн руб.
  • «Максим». 2 млн. руб
  • «Яндекс». 2 млн руб.
  • «Ситимобил». 2 млн руб.

Сервисы такси, которые не осуществляют страхование ущерба здоровью пассажиров:

  • «Везет». Не страхует
  • InDriver. Не страхует

Пример: чтобы легче ориентироваться в размере будущей выплаты, можно взять таблицу травм ОСАГО и умножить на 4. Так, к примеру, за разбитое плечо по ОСАГО дают 75 тысяч рублей. Значит, по данной страховке дадут 300 тысяч рублей. По двум страховкам вместе — 375 тысяч рублей. Есть прецедент, когда потерпевший за разрыв кишечника получил 700 тысяч рублей.

По закону возмещение ущерба пассажиру-потребителю может быть гораздо шире. Получив все причитающиеся средства по двум страховкам — ОСАГО и добровольной от агрегатора, необходимо посчитать весь остальной ущерб и направить агрегатору претензию с расчетом, ссылаясь на определение Пленума Верховного суда РФ № 26 от 26.06.2018 (п. 18). Также потерпевшему пассажиру необходимо посчитать и обосновать нанесенный ему ущерб «в деньгах»:

  • ущерб здоровью (возмещается по двум страховкам ОСАГО и добровольная),
  • материальный ущерб: разбитая техника, испорченная одежда, аннулирование невозвратных билетов, путевок, оплаты образования, лечения, и прочие предоплаченные услуги, которыми нельзя было воспользоваться из-за ДТП,
  • моральный вред — боли и страдания, ухудшение качества жизни, упущенная выгода: гонорары по подписанным контрактам, которые вы не смогли отработать в виду ДТП,
  • утрата трудоспособности — временная или стойкая постоянная,
  • при летальном исходе или тяжком вреде — ущерб иждивенцам усопшего/потерпевшего,
  • предстоящие расходы — реабилитация, косметические и стоматологические операции.

Стоит учесть, что текущая страховка агрегатора распространяется только на инциденты, связанные с ДТП. Но в такси всевозможных неприятных происшествий гораздо больше. Например, нападение пассажира и водителя друг на друга или наезд такси на пешехода. Если бы в такси по-прежнему действовали трудовые отношения, то организатор перевозки отвечал бы перед потерпевшим пассажиром или пешеходом за действия своего работника по ст. 1068 ГК, но так как это теперь сервис частных подработчиков, такие дела в законном порядке практически неразрешимы.

Также важно знать, кто и когда несет ответственность за вашу поездку. Если вы взяли машину у бордюра — отвечает водитель. Исключение — если у него есть трудовой договор с парком. Тогда его работодатель будет соответчиком. Но в 99,9% никакого работодателя нет. Поэтому машины у бордюра лучше не брать. Если вы заказали машину в парке — отвечает парк. Если вы вызвали такси через агрегатор — отвечает агрегатор. Вызывайте такси только через приложение, с сохранением истории поездки. Если вызовете по телефону, потом будете долго доставать доказательство вызова. Старайтесь платить картой. Чек о перечислении платы в агрегатор является его проводником в закон о защите прав потребителя.

Яркая Карелия в нашем Instagram