Депутат предложил сократить в Карелии ненужные фонды и корпорации, которые съедают деньги как несколько министерств
С такой инициативой выступил депутат Заксобрания Николай Зайков при обсуждении проекта бюджета Карелии на 2021 год. Недовольство парламентария вызвало обилие в республике непонятных центров, дирекций, фондов и корпораций, которые подведомственны правительству региона. Необходимость их существования вызывает вопросы, тем более что на их содержание ежегодно тратятся десятки миллионов рублей. По этой причине депутат призвал правительство Карелии задуматься и ликвидировать ненужные структуры.
У нас всё больше и больше становится всяких фондов, учреждений. Я приведу пример по расходам на программу энергосбережения — 66 млн рублей. И есть такая организация «Центр компетенции по вопросам городской среды и энергосбережения». На его содержание — 24 млн рублей. И всего 42 млн [остается] на мероприятия в области энергосбережения, — сказал Николай Зайков.
После этого парламентарий продолжил перечислять организации, без которых, на его взгляд, Карелия могла бы вполне обойтись. Экономия от этого составила бы свыше 300 млн рублей, подсчитал народный избранник.
Управление капитального строительства (но оно нужно) — 63 млн рублей, Центр мониторинга аналитической работы — 12 млн рублей, Карельский информационно-аналитический центр — 16 млн рублей, Дирекция по строительству объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры — 29 млн рублей. Еще множество фондов: Фонд поддержки экспорта — 7 млн рублей, Фонд венчурных инвестиций — 16 млн рублей, Корпорация развития и много других... Если сравнить содержание, это получается как несколько министерств. Я предлагаю направить обращение в правительство о целесообразности существования этих фондов… потому что за 300 миллионов переходит содержание этих учреждений, — заявил Зайков.
Мысль депутата можно продолжить и добавить к перечисленным еще один фонд, существование которого давно стало анахронизмом. Это Фонд государственного имущества Карелии, который юридически является коммерческим предприятием. Находящуюся в его ведении собственность он использует не по ее прямому назначению, а просто сдает в аренду, тратя часть полученных средств на свое существование. Такая ситуация, например, сложилась с Олонецким молочным комбинатом — его здания находятся в республиканской собственности, и распоряжается ими Фонд госимущества, хотя он ни дня не занимался переработкой молока. Поскольку здания еще и входят в уставный капитал Фонда госимущества, то ОМК не может реализовать свое право многолетнего арендатора на их выкуп, провести реконструкцию и увеличить производство продукции. Фактически предприятие превратилось в заложника этой организации.
Известный в Карелии юрист и депутат Заксобрания Александр Федичев ранее назвал деятельность Фонда госимущества притворной. По его мнению, сдавать госсобственность в аренду могут и чиновники Минимущества Карелии, а потому ее стоит изъять из ведения фонда и перевести в непосредственное ведение министерства. Это не только бы сэкономило средства на существовании излишней структуры, но и позволило бы развиваться Олонецкому молочному комбинату.