Дети из карельского поселка не могут попасть в школу даже на катере: узнали, почему за год проблему не решили
Школьников из поселка Ново-Стеклянное Пудожского района некому доставить к месту учебы, хотя районные власти еще год назад уверяли, что вопрос благополучно закрыт. Как сообщает «Московский комсомолец», о том, что ребят из Ново-Стеклянного не возит на учебу в поселок Шальский через реку специально купленный катер, была озвучена 15 ноября заседании комитета карельского Заксобрания.
Депутат Эмилия Слабунова адресовала этот вопрос республиканскому детскому омбудсмену Геннадию Сараеву, которого недавно губернатор республики предложил переназначить на новый срок. В ответ уполномоченный по правам ребенка объяснил, что еще в сентябре прошлого года проблема была решена. Но, по словам местных жителей, ситуация не изменилась.
Как поясняет сам детский омбудсмен, о ситуации с катером в Ново-Стеклянном (так официально называется поселок, хотя многие называют его «Стеклянное») в его офис поступило одна-единственная жалоба, а вовсе не «многочисленные обращения родителей», как это представлено общественности. Направлена жалоба была даже не ему, а российскому уполномоченному по правам ребенка, откуда была передана в Карелию и получена 1 октября 2021 года. В тот же день карельский детский омбудсмен направил запрос в прокуратуру Пудожского района.
Спустя месяц пришел ответ, в котором говорится, что до мая 2021 года катер исправно обслуживал местных школьников, но по окончании учебного года судоводитель расторг договор. Катер остался без капитана. Администрация школы, поселковые и районные власти искали замену перевозчику, но желающих не нашлось. С 1 сентября прошлого года ребята перешли на дистанционное обучение.
Прокурорский отчет, полученный в начале ноября 2021 года, актуальность к тому времени потерял. Во второй половине сентября Сараев сам приезжал в Ново-Стеклянное вместе с бывшим главой районной администрации Андреем Ладыгиным. Как объяснил ему руководитель района, новый капитан найден, обучение прошел, но у него нет на руках удостоверения судоводителя. А у района нет денег даже на то, чтобы доставить кандидата в Медвежьегорск для получения этого удостоверения.
Тогда Сараев тут же, из поселка, позвонил в медвежьегорскую ГИМС, договорился об ускоренной выдаче судоводительских прав и на свои деньги заправил автомобиль, который должен был отправиться за этими правами.
Когда спустя несколько дней в Петрозаводск прибыла переправленная из Москвы жалоба, омбудсмен позвонил в Пудож и поинтересовался, как обстоят дела. Глава района объяснил, что новый капитан лежит с ковидом, но после выздоровления выйдет на работу. А спустя еще пару недель на реке Водле встал лед, и ребята начали ходить в школу по «зимнику».
Геннадий Сараев посчитал проблему решенной и занялся другими вопросами. И вот спустя год выяснилось, что новый судоводитель на работу так и не вышел. Вопрос должен был встать ребром еще весной, когда ледовая переправа растаяла, а детям нужно было как-то попадать в учебное заведение. В общественное пространство история попала только 15 ноября, в день, когда в Законодательном собрании республики обсуждали переназначение Сараева.
На сегодня карельский уполномоченный по правам ребенка совместно с республиканской прокуратурой начали проверку по выявленным фактам. Но, по словам Сараева, вопрос с переправой через Водлу нужно решать комплексно, и катер тут не поможет. Найти нового капитана будет крайне сложно – кто согласится на сезонную работу? Зимой стоит лед, летом дети отдыхают.
Омбудсмен связывался с несколькими фирмами-перевозчиками и просил взять на себя этот маршрут, но ему везде отказали. Этот катер – тот же школьный автобус: к нему и к его капитану предъявляется очень много требований. И одно из них – перевозить можно только школьников. Это, по мнению уполномоченного, главный аспект проблемы. Когда говорят, что катер перевозил еще и взрослых, речь идет о грубом нарушении закона, это нецелевое использование бюджетных средств.
Между тем переправа также необходима и взрослым, потому что вся необходимая инфраструктура находится за рекой, в Шальском. По этой причине омбудсмен считает целесообразным установить здесь понтонный мост. Пользоваться им могут все желающие, а зимой он без всяких трудностей вмерзает в лед. Помочь с установкой понтона могли бы военные, как это происходило в Петрозаводске в 2017 году.
Второй вариант решения Сараев предложил республиканскому Минстрою прошлой зимой: вместо обычного катера запустить от Ново-Стеклянного до Шалы судно на воздушной подушке, которое может курсировать круглогодично. Ответа пока нет.
На этом, по словам омбудсмена, его возможности исчерпаны. У него нет своего автопарка, флота, штата водителей и судоводителей. Что еще может сделать для исправления ситуации уполномоченный, кроме как трясти органы власти, в обязанности которых это входит?
У детей из Стеклянного по-прежнему есть возможность ездить на учебу в Пудож, как это делают школьники из Шалы. Автобус есть, водитель есть, дорога не ахти, но починить ее, похоже, куда проще, чем найти судоводителя, говорит детский омбудсмен.