Daily News

«Дети не утонули, они просто замерзли в воде!» Глава Эссойльского поселения рассказал, как находил в озере мертвые тела в спасательных жилетах

Журналисты «Новой газеты» опубликовали большой материал, посвященный трагедии на Сямозере, в котором попытались разобраться, кто же виноват в случившейся трагедии и почему лагерь не закрыли еще лет семь назад, когда на него начали поступать первые жалобы.

Владельцы лагеря уверяют, что в трагедии виноват внезапный шторм. Официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин спешит с выводами: инструкторы думали только о спасении своей жизни. Местное население защищает студентов, сопровождавших группы, и требует наказать организаторов детского отдыха.

Запись, сделанная официальным представителем СК РФ Владимиром Маркиным в Твиттере, добила жителей Карелии: «Инструкторы думали о спасении собственной «шкуры». Как вообще можно было доверить таким жизни детей?».

«Да они сами дети. Погибшему инструктору нет 18-ти. Я видел сопровождающих. Маленькие, худые. По виду — старшеклассники. С подростками отправили студентов Петрозаводского университета и педагогического колледжа. Что они могли сделать? Лишь надеть на всех детей спасательные жилеты. Надели. Мы находили мертвых ребятишек в них. Дети не утонули, они замерзли в воде, — объясняет «Новой газете» глава Эссойльского сельского поселения Андрей Ореханов. – Боюсь, что во всём обвинят полувзрослых инструкторов, сделают студентов крайними. А кто их отправил на каноэ в такую погоду? Каноэ верткие, озеро страшное, шторм начинается резко. Что за необходимость была отпускать группу, где самым младшим - 11 лет, двоим — по 15, а остальным — по 13? Виноваты организаторы, но они снова выйдут сухими из воды, как уже не однажды случалось».

Жители Кудамы (ближайшего поселка) Владимир Дорофеев и Андрей Севериков, когда рассвело, поехали на лодках осматривать острова.

«Как услышали о ЧП, так и снарядились. Не могли же мы сидеть и ждать МЧС, — рассказывает Наталья Столярова из Кудамы. – Вова Дорофеев нашел нескольких ребят. И Андрей обнаружил спящих подростков. Мокрых, окоченевших. Сигналов они не подавали, огонь добыть не пытались. Спали под полиэтиленом. Городские детки, неподготовленные. Всего 11 человек. Мужчины привезли их в поселок. Мы сразу протопили баню, согрели детей, накормили их горячим супом. МЧС и медики появились позже. Подростки не молчали, не замыкались. Они, видно, не до конца поняли, что случилось».

Начальник управления туризма министерства культуры Карелии Екатерина Биктимирова говорит, что погибшие дети отдыхали в летнем лагере Парка-отеля «Сямозеро». В республике у него дурная слава. Там, по словам Биктимировой, «и криминал, и бардак». Местное население не отдавало своих детей в лагерь, но их присылали Москва и Московская область. И в основном подростков из малообеспеченных семей и детдомов. По данным прокуратуры Карелии, в 2016 году департамент труда и социальной защиты населения Москвы заключил с Парком-отелем контракт на 46 млн рублей, в 2015-м — три аналогичных контракта на общую сумму 43 млн рублей. Всего за пять последних лет было подписано 19 контрактов на сумму более 146 млн рублей.

«В прошлом году, когда у нас был очередной конфликт с «Сямозером», в рваных и мокрых палатках находились как раз ваши московские ребята из детских домов. И сегодня в списках пострадавших – москвичи из малоимущих семей. А путевки недешевые – стоят 23-24 тысячи рублей. Все четыре смены забиты, места до конца лета оплачены, — говорит глава Эссойльского сельского поселения Андрей Ореханов. – Не знаю, куда смотрят взрослые. Год назад мне поступила жалоба от селян – Парк-отель соорудил палаточный лагерь и перекрыл дорогу к общественному пляжу. Прихожу — дети мокрые, голодные, палатки в дырах. Хотел встретиться с руководством лагеря, меня выгнали. Удостоверение главы администрации не подействовало. Обратился к районному начальству, приехала комиссия вплоть до ФСБ и прокуратуры. Нашли нарушения, детей вывезли из лагеря. А в этом году опять смены. Почему не закрыли? Не знаю. Несколько лет родители жаловались на «Сямозеро». Я работаю в администрации седьмой год, вот примерно столько с лагерем и бьюсь».

Глава администрации Пряжинского района Олег Ермолаев отказывается обсуждать, как лагерь с плохой репутацией из года в год выдерживал проверки: «Мне некогда отвечать на вопросы. Вся информация висит на сайте республиканского МЧС».

Год назад руководители лагеря сразу после открытия смены потащили детей в двухдневный поход – с рафтингом и ночевками в лесу, без подготовки и инструктажа. С подростками тогда, как и сейчас, работали юные студенты-практиканты. Медики посещали лагерь раз в неделю. Непослушных, сложных детей из Парка-отеля ссылали на остров, в лес. Случались побеги, после которых воспитанников с большим опозданием находили в центрах временного содержания.

Жители Пряжинского района предполагают, что у владельцев лагеря были влиятельные защитники, иначе его давно бы закрыли. Какие, если даже проверки ФСБ и прокуратуры ничего не давали? Или проверки были «для формы»?

Теперь Глава Карелии Александр Худилайнен докладывает на совещании с Главой МЧС Владимиром Пучковым о том, что власти региона будут решать вопрос о «целесообразности существования лагеря».

Что он называет лагерем? Как выясняется, группа, участвовавшая в последнем сплаве, даже не была зарегистрирована в МЧС. «Уже по этому факту можно судить, что его организация была отвратительной, — такое мнение высказал опытный инструктор курсов выживания, координатор по работе с волонтёрами поисково-спасательного отряда «Добровольцы Красного Креста» Василий Дэ. — Что группа нечаянно «влетела» в шторм при современном уровне техники, маловероятно».

Срочные новости в нашем Telegram