Для покупок на Ozon и Wildberries потребуется регистрация в «Госуслугах»?
Власти хотят обязать россиян регистрироваться через «Госуслуги» для использования маркетплейсов, досок объявлений и сайтов по поиску работы. Планируется, что это поможет в борьбе с мошенниками.
Как сообщает Forbes, правительство подготовило пакет антимошеннических поправок к законам «О связи», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Согласно им для пользователей популярных сервисов потребуется наличие учетной записи на «Госуслугах». Кроме того, банки, операторы связи, интернет-магазины должны добавить биометрию в качестве способа авторизации в своих приложениях и личных кабинетах. Ограничения также коснутся иностранных мессенджеров: работникам банков, операторам связи, маркетплейсам и интернет-магазинам запретят общаться через них с клиентами. Источники издания отметил, что документ сейчас согласовывают в одной из интернет-компаний.
Участники рынка полагают, что такие изменения могу снизить конверсию на отечественных сервисах объявлений минимум на 50%. Такаю оценку дали в Ассоциации больших данных, в которую входят МТС, Билайн, «Мегафон», «Яндекс», «Ростелеком», Сбербанк, ВТБ.
— Это существенно сократит количество пользователей и рекламные бюджеты, а значит, и возможности компаний по налоговым отчислениям в бюджет страны, — добавили в АБД.
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов полагает, что инициатива негативно скажется на ритейле: через мессенджеры происходит больная часть общения с клиентами.
— Бизнес в свое время интегрировал многие свои процессы в эти каналы коммуникации, клиентам это удобно. На наш взгляд, необходимо продолжать последовательно выстраивать регулируемую политику в этой сфере вместо жестких ограничений и запретов, — отметил эксперт.
Также у представителей бизнеса вызывает сомнения, что многие пользователи захотят использовать биометрию, и есть риск, что добросовестные пользователи будет переходить в менее безопасные каналы, где не требуется биометрия.
— Важно разрешить платформам отправлять на обязательную дополнительную проверку по биометрии тех пользователей, которые потенциально нарушают правила (т.е. тех, на кого пожаловались другие пользователи) или чей профиль, возможно, взломали. Сейчас такая возможность у бизнеса отсутствует. Так мы сможем сохранить баланс, не нагружая пользователей избыточными проверками и значительно повышая безопасность, — объяснили в «Авито».
Бизнес-консультант по информационной безопасности Positive Technologies Алексей Лукацкий отметил, что запреты могут больше ударить по пользователям и бизнесу, а не по преступникам.
— Мы уже видим, что мошенники начали брать в аренду кредитные карты, пользуются фирмами-однодневками, сдают в аренду свою биометрию для генерации дипфейков. Не исключено, что они будут брать и чужие аутентификационные данные во временное пользование, подставляя тем самым ничего не подозревающих пользователей, которые просто решили подзаработать, — пояснил Лукацкий.
Позже стало известно, что подтверждать вход на маркетплейсы с помощью «Госуслуг» нужно будет только тем, кто захочет разместить объявление, сообщили РБК в аппарате вице-премьера Дмитрия Григоренко.
— Данные о таких пользователях будут скрыты. Но разместить мошенническое объявление, притворившись другим пользователем, будет сложнее, — пояснили в аппарате Григоренко.
Там добавили, что мера коснется только крупных маркетплейсов, досок объявлений, сайтов по поиску работы и предложению услуг.
Напомним, аккаунт маркетплейса Ozon во «Вконтакте» взломали мошенники, которые разослали подписчикам паблика фишинговые ссылки.