«Это может стоить кому‑то жизни». В Петрозаводске разгорается скандал на станции скорой помощи


В Карелии разгорелся очередной скандал в системе здравоохранения. На этот раз в центре внимания — станция скорой медицинской помощи Петрозаводска. И претензии к ее работе прилетели не от пациентов или их родственников.
На днях в городском паблике появилось анонимное заявление о системном кризисе на станции скорой медицинской помощи Петрозаводска. Авторы поста называют себя коллективом СМП и уверяют, что не озвучивают своих имен только потому, что опасаются преследования и увольнения. Основная жалоба — на неэффективное управление: главный фельдшер выходит за рамки должностных обязанностей (управляет автопарком, видеонаблюдением, дисциплинарными взысканиями), принимает решения единолично, игнорируя мнение специалистов, создает лишь видимость решения системных проблем, вмешивается в маршрутизацию выездов, навязывая экипажам «оптимальные» маршруты (без учета текущей дорожной ситуации, реального времени доезда и специфики вызовов), а также принуждает фельдшеров выполнять немедицинские функции — в частности, мыть полы в машинах.
Результатом всего вышеперечисленного авторы поста называют неоправданные задержки на вызовах, избыточный расход топлива, рост стресса у бригад из‑за бессмысленных маневров, снижение доверия к диспетчерской службе, отвлечение медперсонала от профильных задач и критическое состояние автопарка (большинство машин отработали 2–3 нормативных срока, они часто ломаются, а их кузова поражены коррозией). Отмечают анонимы и пренебрежительное отношение к сотрудникам, которые работают на 1,5–2 ставки, проводя сутками время в машинах. Сообщают, что премии не выплачиваются даже по праздникам, жалобы и предложения коллектива игнорируются, а вместо поддержки — давление и угрозы.

В Республиканской больнице скорой помощи в тот же день ответили на претензии, но призвали перестать писать анонимки.
— На сегодня ни одной жалобы от сотрудников скорой помощи на главного фельдшера станции скорой и неотложной медицинской помощи не поступало, — собщили в паблике РБ СЭМП, пообещав провести расследование, никого не преследуя за претензии.
Оказывается, в прошлом году в больнице была создана комиссия для контроля работы автохозяйства скорой помощи, причиной появления которой стали нарушения сотрудников.
— Комиссия следит за маршрутами машин, их использованием по назначению и предотвращает слив бензина, — пояснили в РБ СЭМП.
В больнице также обратили внимание на то, что в должностные обязанности главного фельдшера, а сейчас эту должность занимает Ольга Чайка, входит полный контроль над станцией скорой помощи.
Вскоре ситуацию прокомментировала и сама Ольга Павловна:
— Пост, опубликованный в паблике «Подслушано в ПТЗ / Петрозаводск» выглядит трусостью с вашей стороны и откровенным буллингом моей личности. То, что написано в посте, похоже на истерику человека, которому наступили на хвост, а именно рассекретили вами сделанные махинации. Собственно можно уже сказать, что фамилии и количество похищенного бензина на станции скорой помощи Петрозаводска, стали известны комиссии, созданной главным врачом. И вероятно, кто-то за это должен ответить. Определить, кто будет за это отвечать — это не моя прерогатива.

По поводу мытья полов в машинах Чайка рекомендовала автору (авторам) претензий обратиться к СанПиН «Дезинфекция салона автомобиля СМП». Что же касается маршрутизации, Ольга Павловна уверяет, что не вмешивается в этот процесс, хотя вопросы к нему у фельдшера имеются:
— Меня заинтересовал путевой лист водителя, по которому он едет с ул. 8 марта (стационар ОНН) в РБ СЭМП, только зачем-то по системе ГЛОНАСС его маршрут от ул. 8 марта проложен через проезд Автомобилистов, Петрозаводское шоссе и только, наконец-то, бедняга, доехал до РБ СЭМП. А короче никак?
Ольга Чайка отметила, что в основной своей массе медработники работают качественно и с большой самоотдачей. Также, как и водители. Но есть и те, которых приходится контролировать.
— Это, естественно, им не нравится, — заключила фельдшер, пригрозив анониму Бастрыкиным (главой Следкома Росиии) и ответственностью за клевету.
Но переписка сотрудников станции скорой помощи в соцсетях на этом не закончилась. Вчера вечером в городском паблике была опубликована еще одна анонимка.
— Мы продолжаем следить за тревожными тенденциями на станции СМП Петрозаводска — и вынуждены обнародовать новые факты. По имеющимся данным, главный фельдшер, вопреки здравому смыслу и потребностям города, намеренно вывела из оборота новый автомобиль, поставив его в стойло у забора. Машина остается фактически законсервированной — хотя могла бы спасать жизни горожан, закрывая дефицит техники. При этом руководство РБ СЭМП не только не пресекает подобные действия, но и покрывает их, игнорируя жалобы сотрудников и реальные потребности службы, — сообщили авторы поста.
По имеющейся у них информации, машина, о которой идет речь, не может работать в городе из‑за отсутствия сертифицированного оборудования на сумму около 20 тысяч рублей.
— Неужели за полгода нельзя было найти эти средства? Для сравнения: это меньше стоимости одного планового ТО машины, но важнее — жизни и здоровье горожан. Двойной стандарт в использовании. Машина выезжает — но только на дальние расстояния в составе медицины катастроф. Для города она «непригодна», хотя технически исправна... Почему это проблема для всех нас? Задержки выездов. Бригады вынуждены ждать свободной техники, пока спецпалата простаивает. Перегрузка персонала. Водители и фельдшеры работают на износ из‑за нехватки машин. Риск для пациентов. Время прибытия «скорой» растет — а это может стоить кому‑то жизни.

Аноним (или анонимы) обратились к общественности и СМИ с просьбой не оставлять эту проблему без внимания, в очередной раз объяснив, что вынуждены скрывать свои имена из-за риска давления.
Что бы ни написал в ответ на этот пост Минздрав, или руководство больницы, или сама Ольга Чайка, очевидно одно: раз обсуждение внутренних проблем учреждения происходит в соцсетях и в такой тональности, нужно прекращать переписку и начинать говорить с людьми. Тем более, что проблема явно появилась ни два дня назад. Еще в конце декабря Ольга Павловна опубликовала на своей странице в социальной сети такой пост:
— Уже много лет автохозяйство, которое является структурным подразделением станции скорой медицинской помощи, функционирует по своим законам и правилам, которые противоречат законодательству РФ. Меня, непосредственно как главного фельдшера, волнует вопрос безопасности, соблюдения правил охраны труда и правил внутреннего трудового распорядка. В рамках выполнения данного пункта своей должностной инструкции, понимая, что автомобиль является средством повышенной опасности, меня естественно очень беспокоит ситуация с крайне нерегулярным предрейсовым осмотром автомобилей СМП, что совершенно не нравится механикам, которые не выполняют данную функцию как положено и в полном объеме. Это можно с легкостью проверить и подтвердить. Кроме того, считаю противозаконными действия по сливу бензина, чем большая часть водителей АТХ у нас занимается, тем самым они наносят огромный материальный ущерб организации. Это также легко проверяется и подтверждается. Тем не менее, данную функцию, которая регламентирована приказом главного врача уже давно, руководство автохозяйства стало выполнять буквально с середины декабря, т.к. я случайно, выполняя распоряжение заместителя главного врача по скорой помощи, выявила данный факт...
К слову, Ольга Чайка всегда открыто говорила о проблемах, с которыми сталкиваются медики, и выступала в защиту их прав. В прошлом году она возмутилась, что медики между вызовами вынуждены вручную чистить снег на станции скорой помощи, пока снегоуборочный трактор демонстративно разъезжает мимо. А в 2019 году она вообще возглавляла итальянскую забастовку сотрудников скорой помощи.