Иск маршрутчиков к мэрии по транспортной реформе в Петрозаводске отправили на новое рассмотрение
Верховный суд Карелии в понедельник, 4 декабря, отменил августовское решение Петрозаводского горсуда по транспортной реформе, в результате которой прежние перевозчики были отстранены от маршрутов № 5, 14 и 29, а сами маршруты по баснословно дорогому контракту достались гатчинской компании «Транс-Балт».
Напомним, что в августе этого года шесть автотранспортных компаний — ООО «АТП», «АТП 2», «АТП 3», «Автосити», «Транспортная компания» и «АТП № 4 Тосноавто» — добились в горсуде положительного решения по своему иску, в котором потребовали признать недействующим документ планирования регулярных перевозок в Петрозаводске, утвержденный бывшим сити-менеджером Владимиром Любарским.
На основе этого документа мэрия уже начала транспортную реформу по трем маршрутам, отозвав в июне этого года свидетельства на перевозки у прежних компаний в автобусах № 5, 14 и 29, ввела на них регулируемый тариф и выставила эти маршруты на аукцион, который выиграла гатчинская фирма «Транс-Балт». Компания из Ленобласти должна работать на трех указанных маршрутах до конца года и получить за это 255,1 млн рублей, передавая параллельно в бюджет собранную с пассажиров плату (к концу года сумма составит примерно 72,6 млн рублей).
При таких цифрах затраты города на перевозку одного пассажира на 5-м, 14-м и 29-м маршрутах составят 125,57 рубля, что, к примеру, вдвое больше, чем себестоимость перевозок в муниципальных троллейбусах — 61,81 рубля, хотя мэрия хронически недофинансирует троллейбусное управление, заставляя его все время выживать на грани банкротства.
В то же время невыгодная для города и чрезвычайно прибыльная для «Транс-Балта» транспортная реформа началась в нарушение Федерального закона № 220 «Об организации регулярных перевозок…», который запрещает изменять, отменять маршруты и переводить тариф с нерегулируемого на регулируемый до окончания свидетельств действующих перевозчиков или без согласования ими более ранних сроков завершения свидетельств. Поскольку фирмы, до июня обслуживавшие 5-й, 14-й и 29-й маршруты, такого согласия не давали и имели право работать до 2026 года, Петрозаводский городской суд признал действия городской администрации неправомерными, а документ планирования перевозок недействующим.
Тем не менее решение горсуда было оспорено мэрией в Верховном суде Карелии. Заседание было назначено сегодня на 9:45, а минут через 40 новый сити-менеджер Инна Колыхматова радостно объявила на своей странице, что апелляционная инстанция встала на сторону мэрии, отменила решение первой инстанции и отправила дело на пересмотр.
Это может означать, что Верховный суд сформировал свое решение заранее. Также не исключено, что в этом вопросе могли «подсуетиться» и власти Карелии, включая главу республики Артура Парфенчикова, который неоднократно высказывался в пользу сомнительной транспортной реформы, а после решения горсуда не скрывал своего разочарования.
Как это уже бывало в Карелии, оспаривающие действия властей компании и предприниматели нередко ничего не могут добиться в региональных судах, пока не доходят, к примеру, до Верховного суда России — и только он расставляет всё в итоге по своим местам. Возможно, что этот путь придется пройти и петрозаводским перевозчикам, которые скоро вновь пойдут доказывать незаконность действий мэрии, когда городской суд начнет новое рассмотрение их иска.
Правда, чем дольше будет затягиваться установление очевидного, тем больше Петрозаводск переплатит за транспортную реформу и тем сильнее обогатится найденный им новый подрядчик. Однако, после того как рано или поздно закон восторжествует, за этот праздник жизни, весьма вероятно, придется кому-то расплачиваться.
Должностным лицам мэрии — за свои действия, которые в этом случае можно будет квалифицировать как превышение полномочий и растрату, а бюджету города — за ущерб транспортным компаниям в результате отстранения их от маршрутов и за безграмотно проведенную транспортную реформу.