Из трущоб в трущобы? В Карелии жильцов ветхих домов расселяют в точно такие же дома
Двух жителей поселков в Карелии по программе расселения ветхого жилья переселяют в такие же ветхие дома, рассказывает паблик «Отражение. Карелия».
Дом жительницы поселка Пийтсиеки Суоярвского района Алины Кораблевой в 2019 году признали аварийным. Сама Алина четыре года назад перенесла инсульт, у женщины почти не действуют левые рука и нога. Из больницы возвращаться домой одиноко живущей 70-летней женщине было опасно, поэтому пришлось поселиться в доме сестринского ухода в Поросозере, тратя на это практически всю пенсию в 14 тысяч рублей. Женщина написала иск в Суоярвский суд, чтобы тот обязал районную администрацию выделить ей жилье в Суоярви.
Представитель власти на заседание не явился, но передал информацию, что в порядке реализации программы расселения Алина Кораблева получит квартиру до 2025 года. Ответчик подчеркнул, что поскольку истица «не страдает тяжелыми формами хронических заболеваний», основания для предоставления жилья во внеочередном порядке не имеет. Суд счел эти бесчеловечные доводы несостоятельными и принял решение обеспечить Кораблеву жилым благоустроенным помещением в Пийтсиеки.
Кораблева просила у чиновников квартиру в Суоярви. Но ей предложили вместо аварийной квартиры площадью 28 метров трехкомнатную квартиру в аналогичном доме и площадью 41 метр. Женщина отказалась от предложенного жилья, написала заявление на имя главы администрации Суоярвского муниципального округа Петрова. Сейчас Алина Кораблева находится в доме сестринского ухода в Эссойле, и рано или поздно возвращаться в трущобы ей придется. До 2025 года в соцучреждении держать не станут.
Подобная ситуация произошла и с жителем поселка Вегарус Николаем в том же Суоярвском районе. Администрации подала иск о принудительном выселении мужчины из аварийной квартиры, чтобы принудительно вселить его в ничуть не лучшее жилье.
Мужчину признали нуждающимся, малоимущим и поставили в очередь на улучшение жилищных условий. Но экспертизу жилья он должен был заказать сам. В 2020 году он заплатил 18 тысяч рублей. По результатам экспертизы год спустя дом признали аварийным. Расселение назначили на 2030 год.
Жить столько времени без крыши над головой (она в буквальном смысле рухнула) невозможно, поэтому в 2022 году гражданин обратились в суд. В марте суд обязал администрацию обеспечить гражданина жилым помещением в Вегарусе. В сентябре администрация подала заявление в суд на отсрочку, последовал отказ. На апелляцию – тоже. В октябре гражданину предложили жилье, которое не позволили даже предварительно посмотреть! Более того, чиновники не разрешили войти в квартиру приставу, который ведет исполнительное производство.
— Предложенное мне жилое помещение взамен аварийного длительное время не отапливалось, его использовали как дачу и в ней проживали только несколько недель в летнее время, собственник надлежащим образом за своим имуществом не ухаживал, — пояснил Николай. — Труба печного отопления в полуразрушенном состоянии… Дверные проемы перекошены, крыша веранды провисла. Внешние стены не имеют теплоизоляции. Туалет расположен на улице и никогда не чистился. Хозяйственные постройки, предназначенные для хранения дров, заваливаются, могут рухнуть мне на голову. Проверить функциональность печного отопления не представилось возможным, поскольку в доступе в квартиру мне было категорически отказано. Также не было возможности проверить наличие прибора учета электроэнергии…».
Мужчине ничего не оставалось, как написать официальный отказ. А в январе он получил из районной администрации иск о принудительном выселении. Если мужчина подпишет договор соцнайма, как того хотят чиновники, его снимут с очереди и на расселение он претендовать уже не сможет. Если опять за свой счет не признает дом аварийным.
Сейчас мужчина попросил суд обязать администрацию предоставить ему доступ в предлагаемую квартиру и назначить судебную экспертизу помещения.
Проблемы в Вегарусе не только с жилыми домами: полтора года назад мы писали о том, что библиотекарь пытается собрать деньги на ремонт разваливающейся библиотеки.