Как Нелидов с Романовым долг возвращали
Андрей Нелидов и Иван Романов очень изменились с момента их задержания. От холеного губернатора (а позже такого же директора музея «Кижи») и заносчивого и самоуверенного депутата Законодательного собрания Карелии не осталось и следа. Они оба очень похудели. Нелидова это внешне сильно состарило, Романов, напротив, словно, помолодел. Только взгляд у него теперь, как у загнанного зверя, и голос дрожит. Если у Нелидова с заработанной им в заключении 3-й степенью инвалидности, даже в случае обвинительного приговора, шанс оказаться на свободе есть, то у осужденного уже к 20 годам лишения свободы Романова перспективы в этом плане не очень.
Напомним, что Нелидова обвиняют в получении взятки в особо крупном размере. Романова – в посредничестве. По версии следствия, в начале 2015 года подсудимые договорились получить от индивидуального предпринимателя Татьяны Астратенок взятку в размере 5,5 миллиона рублей. Эти деньги женщина якобы должна была передавать через Романова Нелидову за право вести торговлю и иную деятельность во входной зоне острова «Кижи», за выдачу пропуска, разрешающего круглосуточное нахождение на острове, и исключение возможности отзыва согласия музея на сдачу «ЛВК «Петровский» (арендатор) в субаренду двух киосков, торгового павильона и бара. Выплата указанной суммы не освобождала предпринимательницу от официальных субарендных платежей.
Признаю, но не согласен
По версии следствия, Татьяна Астратенок согласилась на предложение Нелидова и Романова (именно он, считают стражи порядка, и договорился с женщиной о будущих платежах). Но Романова вскоре арестовали (по подозрению в другом преступлении), и Нелидову, не пожелавшему терять источник обогащения, пришлось выходить на предпринимательницу лично.
Всего, по данным стражей порядка, с июня по сентябрь 2015 года Татьяна Астратенок передала Нелидову 4 миллиона 630 тысяч рублей. И Андрей Витальевич полностью это подтверждает.
— Я признаю факт получения мною денег, — заявил экс-директор в суде. — Но я не согласен с юридической квалификацией своих действий.
Подсудимый уверяет, что никогда не просил ни Астратенок, ни каких-либо других предпринимателей, осуществляющих деятельность на острове, передавать ему деньги для того, чтобы те беспрепятственно осуществляли торговую деятельность. И уж тем более не просил платить ему за оформление пропусков.
— Вопросами оформления пропусков в силу их малозначительности я вообще не занимался, этим занималась служба безопасности музея «Кижи», — пояснил Андрей Нелидов. — Видится абсурдным как просить, так и передавать 5,5 миллиона рублей за выдачу пропуска, разрешающего нахождение на острове исключительно в ночное время… Для нахождения именно во входной зоне «Кижи» и осуществления в ней торговли никаких пропусков от администрации музея вообще не требуется и ночью торговля во входной зоне не ведется и никогда не велась.
Что же касается возможности отзыва согласия на сдачу объектов в субаренду, то, по словам Андрея Нелидова, он никому никогда не говорил, что может или планирует это сделать.
— Данное согласие было выдано на весь срок действия договора аренды, заключенного между музеем «Кижи» и «ЛВК «Петровский» еще в 2014 году сроком на 5 лет. Отозвать или аннулировать данное согласие произвольно в одностороннем порядке невозможно.
За что же тогда Астратенок отдавала Нелидову такие баснословные деньги? По словам подсудимых, то, что следователи приняли за взятку, всего лишь способ вернуть Романову деньги, вложенные им в реконструкцию входной зоны острова (а вложил Иван Романов в это мероприятие, по его подсчетам, около 15 миллионов рублей).
Возврат долга
— Реализация концепции развития музея «Кижи» предполагала реконструкцию входной зоны, включавшую возведение под ключ пяти объектов разной площади из дорогостоящего материала – сухарника, — поведал присутствующим на суде Андрей Нелидов. — Все фактические расходы по оплате материалов и работ при реконструкции от лица ООО «ЛВК «Петровский» (арендатора — прим. авт.) нес Иван Романов. Особо важно, что ни копейки бюджетных средств музей на реконструкцию входной зоны не затратил. Более того, по результатам действия договора с ЛВК «Петровский» музей получил более 10 миллионов рублей материальной выгоды.
По словам Андрея Нелидова, именно для возврата вложенных в реконструкцию инвестиций Романов и заключил договоры субаренды с различными предпринимателями. Далее, конкретно Астратенок, оплачивая субарендные платежи в размере двух миллионов рублей, одну половину из них перечисляла на расчетный счет ЛВК (а тот в свою очередь передавал их в качестве арендных платежей музею), а другую (равными платежами по 250 тысяч рублей) передавала лично Романову для возмещения понесенных им расходов на реконструкцию. И было это все еще в 2014 году.
В марте же 2015 года, говорит подсудимый, предпринимательница заключила с Романовым договор на сдачу в субаренду уже всех торговых площадей для продажи сувенирной продукции, и заплатить за это она должна была 8 миллионов рублей субарендных платежей (за весь торгово-туристический сезон). При этом, поясняет Нелидов, 2,5 миллиона рублей она должна была перечислить на счет ЛВК для оплаты арендных платежей музею, и 5,5 миллиона отдать лично Романову все для той же компенсации реконструкции. По словам Андрея Витальевича, ему из этой суммы не должно было перепасть ни копейки.
Андрей Нелидов говорит, что после задержания Романова Татьяна Астратенок сама пришла к нему и, рассказав об имеющейся с Романовым договоренности, поинтересовалась, как ей дальше быть с этими пятью с половиной миллионами рублей?
— Поскольку я находился в приятельских отношениях с Романовым, являвшимся фактическим владельцем ООО «ЛВК «Петровский», и знал о том, что инвестированные в ремонт входной зоны денежные средства он брал в долг, который необходимо отдавать, предложил Астратенок наличные денежные средства передавать мне, так как иных лиц, участвовавших в его проекте, я не знал. Поскольку полученные денежные средства предназначались Романову, то цели их использования в дальнейшем должен был определить Романов, — пояснил подсудимый и повторил, что полностью подтверждает передачу ему от предпринимательницы Астратенок не только 500 тысяч рублей, изъятых у него при аресте, но и все платежи, произведенные ею с мая по сентябрь 2015 года, все 4 миллиона 630 тысяч рублей.
— Полученные денежные средства представляют собой возврат затраченных Романовым денежных средств на строительство объектов во входной зоне острова и входят в состав субарендных платежей. Никогда и ни от кого не звучало, что деньги в сумме 5,5 млн рублей или хотя бы какая-то их часть должна быть передана мне, Нелидову Андрею Витальевичу, в качестве взятки, — добавил подсудимый.
Иван Романов, как известно, полностью эту версию подтверждает. Он категорически не согласен с предъявленными ему обвинениями в посредничестве в получении взятки.
Судебный процесс продолжится через 1,5 месяца (судья уходит в совещательную комнату для вынесения приговору по другому уголовному делу).