Daily News

Каких услуг не должно быть в платежке за ЖКХ: так нас обманывают управляющие компании

Зачастую управляющие компании в России идут на всяческие ухищрения, чтобы увеличить итоговую сумму в платежной квитанции. Так, УК нередко вводят собственников жилья в заблуждение, включая в платежку одни и те же услуги, но с разными названиями. Порой этих услуг в квитанциях быть вообще не должно. Что делать и как не стать обманутым, «Аргументам и фактам» рассказали эксперты.

По закону в квитанции на оплату коммунальных услуг должно указываться полное название каждого вида услуг, в том числе размер тарифа, единица измерения объемов/количества коммунальных ресурсов, объем каждого вида коммунальных услуг и размер платы за них. Как определяются расходы за содержание жилого помещения? В соответствии с требованиями законодательства, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем. Это расходы на оплату объемов холодной и горячей воды, электроэнергии, отопления, необходимых для надлежащего содержания общедомового имущества. Поэтому взимание платы за отопление подъезда, скажем, совершенно незаконно.

Как говорит Денис Костин, директор «Универсальной юридической конторы», обмануть на освещении или отоплении подъезда, вписав в платежку сумму больше реально потраченной, для коммунальщиков проблематично: в домах стоят счетчики общедомового потребления ресурсов, которые могут проверить собственники жилья. По закону управляющие компании должны обеспечивать доступ жильцов к этим счетчикам. Поэтому чаще всего УК просят деньги за «содержание общего имущества», которое включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений, а также земельного участка, на котором стоит дом, работы по озеленению и благоустройству.

Иногда в платежных документах жильцов, помимо строки «содержание общего имущества», оказывается отдельно «уборка подъезда», «уборка лифтов» или даже «облагораживание придомовой территории», а то и все вместе. Это незаконно.

Не может быть платы «за озеленение территории», «уборку помещений» и иные услуги, плата за которые уже включена в общедомовые нужды, — поясняет Костин.

Другой эксперт, директор юридической службы «Единый центр защиты» Константин Бобров, говорит, что в платежке не должно быть следующих отдельных строк:

— сухая и влажная уборка коридоров, холлов, тамбуров, лифтовых площадок, галерей, лестничных площадок, пандусов;

— влажная протирка подоконников, перил лестниц, оконных решеток, почтовых ящиков и щитков для электросчетчиков, дверных ручек, полотен дверей;

— мытье окон;

— осуществление очистки систем защиты от грязи (к примеру, металлические решетки);

— проведение дезинсекции и дератизации;

— дезинфекция септиков, дворовых туалетов.

Татьяна Шуклина, директор департамента экспертизы тарифов «Инвест-аудит», подчеркивает: управляющие компании не должны собирать деньги на зарплату уборщиков, на инвентарь, на моющие средства. Все это уже включено в содержание общедомового имущества. И расходы на холодную/горячую воду для уборки подъезда тоже относятся к услугам в рамках содержания ОИ.

К слову, иногда УК навязывают своим клиентам дополнительные услуги: известны случаи, когда УК буквально заставляли жильцов устанавливать в доме системы видеонаблюдения, камеры, сигнализации и прочие системы безопасности за свой счет.

При этом они включают в квитанции плату за эти самые устройства. Подобные действия со стороны управляющих компаний являются незаконными, ведь внести такой пункт оплаты можно только при условии, что было собрано общедомовое собрание и в его рамках официально было принято решение об установке, — подчеркивает юрист.

Что делать, если вы обнаружили в платежке сомнительные пункты? Эксперты рекомендуют обратиться в управляющую компанию и выяснить, на каком основании в квитанции взялись новые строчки или десять пунктов с уборкой.

Если мирно решить вопрос не удастся, следует скооперироваться с соседями и направить коллективную жалобу в Роспотребнадзор, прокуратуру и Жилищную инспекцию, — советует юрист Оксана Комарова.

Срочные новости в нашем Telegram