Знаете ли вы, сколько нужно человек, чтобы на целой фабрике заработало электричество? А сколько воды необходимо, чтобы жители небольшого города могли включать свет и нагревать чайник? Зачем использовать энергию рек соседнего региона, если живешь в краю рек и озер? В минувшие выходные ПАО «ТГК-1» привезло журналистов Северо-Запада в Приладожье, чтобы показать, как работают одни из самых старых гидроэлектростанций в Карелии. Агрегаты, построенные здесь еще в довоенное время, не просто музейные экспонаты, а исправно работающие конструкции, способные при помощи энергии воды привести свет в небольшой город.

ГЭС – скучно только на первый взгляд. Рассказываем, почему работа гидроагрегатов и водосброс – это интересно и впечатляюще.

Финское наследие

Чтобы попасть на одну из малых ГЭС (в каскад входит шесть электростанций: Питкякоски, Хямекоски, Харлу, Пиени-Йоки, Суури-Йоки и Игнойла), достаточно отъехать несколько километров от Сортавалы. Практически все они появились в период до 1940 года, когда эти территории принадлежали Финляндии. Станции построили финские инженеры, используя шведские агрегаты.

Техника появилась здесь благодаря финским инженерам, а работа машин с послевоенных годов до наших дней – заслуга советских и российских специалистов. Советским инженерам пришлось самостоятельно осваивать механизмы, делать замеры всех деталей, чтобы вновь запустить ГЭС: финны уничтожили всю рабочую документацию. Заменить агрегат начала XX века потребовалось только несколько лет назад.

– Старейшая станция Хямекоски 1903 года до сих пор работает. Мы вкладываемся в нее не только экономически, но и душой. В свое время перед нами стояла дилемма: поставить современный гидроагрегат вместо остановившегося, либо восстановить его в том виде, в котором он существовал ранее. В результате, приняли решение скопировать то, что было изначально. Вместе с компанией Санкт-Петербурга нам это удалось. Деталь разработали на Ижорском заводе.

Одна женщина на две турбины

Через гидроагрегаты ГЭС Харлу может проходить ежесекундно 40 кубов воды реки Янисйоки: вода со скоростью проходит через большой винт – турбину, вращает генератор, который уже вырабатывает ток. Во время половодья для пропуска лишней воды работники станции открывают затворы, выпускают поток ниже по течению, чтобы отрегулировать уровень воды на естественном водохранилище – озере Янисъярви – до необходимой высоты. Всего два агрегата ГЭС Харлу используют 40 кубов воды.

Столько нужно, чтобы произвести три мегаватта энергии: этого хватит на то, чтобы одновременно подключить 3 тысячи титанов.

Сейчас на станции работает всего один гидроагрегат: уровень воды в реке снизился из-за жаркого лета, и с ним справляется одна турбина. Но волноваться по этому поводу не стоит. Если раньше ГЭС вырабатывала энергию для определенного поселка или предприятия, сегодня энергия со всех станций поступает в единый центр, откуда распределяется по сетям к потребителям.

– Мы работаем в единую энергосистему, поэтому, например, жителям деревни все равно, сколько энергии мы вырабатываем. Люди все равно будут обеспечены электричеством, – подтвердил мастер группы малых ГЭС Каскада Сунских ГЭС Михаил Кудлай

Сколько нужно человек, чтобы система работала исправно? Раньше, когда за регулировкой потоков приходилось следить вручную, на одной ГЭС ежедневно находились более десяти человек. Один из инженеров буквально стоял у руля станции и специальным штурвалом регулировал напряжение. На сегодняшний день все системы автоматизированы, и 13 человек хватает, чтобы организовать работу на всех шести станциях каскада малых ГЭС. Единовременно на каждом участке дежурит один человек.

– Он следит за работой оборудования: проверяет его параметры, в случае необходимости доливает масло, следит за порядком. Если возникает необходимость (например, из-за грозы пошло перенапряжение по линии и агрегат автоматически остановился), дежурный запускает систему обратно.

В день, когда журналисты приехали в Харлу, свое дежурство несла Анжелика Минина. До того, как начать работу в «ТГК-1», Анжелика работала учительницей начальных классов. Муж Анжелики тоже работал в энергетике, а она интересовалась деталями дела.

– Муж всегда приходил с работы, рассказывал, а я вникала. Я во все вникаю: знаю, как что работает, как крутится. Мне это интересно. Естественно, доход здесь гораздо выше, чем у нас в образовании.

Сейчас машинист гидроагрегата получает второе инженерное образование.

– День начинается в 8 часов утра: иду на ГЭС, протираю оборудование, осматриваю, делаю обход, снимаю показатели, записываю и передаю все данные. Все остальное время уходит на выполнение указаний начальника, мастера, оперативной службы. Все просто, главное знать свою работу.

Всего в составе ПАО «ТГК-1» в Карелии находится 16 гидроэлектростанций. Как рассказал директор филиала Игорь Карцев, это Карелия лидирует по числу ГЭС в России. Однако оборудование с течением времени требует замены.

Модернизация гидроэлектростанций ПАО «ТГК-1» производит в рамках ремонтной и инвестиционной программ. Именно в Карелии впервые на Северо-Западе России начали замену гидроцилиндра на электроцилиндр. Теперь несколько агрегатов на Кондопожской и Пальеозерской ГЭС работают без масляного оборудования, а значит, энергопроизводство в республике решает и вопросы экологии.

Серьезная модернизация ждет и Петрозаводскую ТЭЦ.

– В этом году у Карелии есть уникальный шанс поспасть в программу модернизации ДПМ-2, разработанную Минэнерго РФ. Особенно с учетом того, что Карелия – сложный энергодефицитный регион. Петрозаводская ТЭЦ, которая обеспечивает более 200 тысяч жителей города тепловой энергией, а также поставляет электроэнергию в единую энергосистему, соответствует всем критериям конкурсного отбора, – отметил Игорь Карцев. – Вся подготовительная часть и предпроектные работы по реконструкции паровой турбины 1979 года выполнены, остается ждать итогов. Шансы у нас очень высокие, особенно с учетом того, что Карелия – сложный энергодефицитный регион. Обновленное оборудование на ТЭЦ позволит увеличить мощность станции, повысить надежность энергоснабжения потребителей, решить проблему экологии города.

Руководитель карельского филиала напомнил, что петрозаводская ТЭЦ – основной источник энергии в Петрозаводске, и «ТГК-1» вкладывает большие деньги в теплосеть. Самая масштабная за последние 40 лет программа по перекладке магистральных теплосетей началась в 2008 году и продолжается по настоящее время. Новые участки труб с системами дистанционного контроля большим диаметром вводятся в работу ежегодно.

Сейчас Карелия самостоятельно обеспечивает себя энергией примерно наполовину. Энергодефицит вызван, прежде всего, богатыми возможностями Кольской энергосистемы. Увеличив энергопроизводство в республике, Карелия рискует запереть ГЭС и АЭС Мурманской области.

– С учетом уникальности Кольского филиала, где есть и гидро- и атомная электростанции, любое увеличение выработки на территории Карелии запирает Кольскую систему. АЭС должна работать в базе, а ГЭС постоянно сливают воду, потому что нет местного потребителя, – прокомментировал Карцев.

Имеет ли смысл строить новые ГЭС или ветряные электростанции, если нарастить мощности по понятным соображениям пока не удастся? Игорь Карцев считает, что дополнительные источники добавят системе надежности, но в то же время лягут финансовым бременем на потребителя. Кроме того, энергия воды – наиболее стабильный источник в отличие от ветряков или солнечных батарей.

– Вся наша работа и нацелена на то, чтобы потребители нас не замечали. Главное, чтобы было тепло и светло. И мы все делаем для этого, – отметил руководитель карельского филиала.

Карелию обеспечивают электричеством ГЭС прошлого века, и это нормально: «Главное, чтобы было тепло и светло»
Срочные новости в нашем Telegram