Карельские ученые считают, что форелевые хозяйства надо перенести на Белое море


Кандидат географических наук, директор Института водных проблем Севера Карельского научного центра РАН Лариса Назарова рассказала «Научной России», в каком состоянии сейчас находится Онежское озеро. По словам ученого, в целом Онежское озеро в хорошем состоянии, особенно центральная его часть. Вода в нем по-прежнему очень чистая.

— Иногда ее сравнивают с байкальской водой, но здесь мы, конечно, себе льстим: байкальская вода прозрачнее. Состояние Онего хорошее, за исключением нескольких губ, например Петрозаводской губы, на которой фактически стоит весь одноименный город. Стоки ливневой канализации попадают в губу, и не помогают даже очистные сооружения. Есть проблемы и на Кондопожской губе, где работает целлюлозно-бумажный комбинат. Из-за деятельности ЦБК в экосистеме залива образовалась «мертвая зона»: на дне в районе выпуска стоков полностью отсутствуют донные животные.
Еще одна наша напасть — форелевые хозяйства. Мировой тенденцией в Скандинавских странах, Северной Америке стал перенос садковых хозяйств на морские акватории, там отказались от практики ставить форелевые хозяйства на пресноводных водоемах, потому что водообмен в северных озерах очень медленный, приливов-отливов нет — и все продукты жизнедеятельности рыб, а также несъеденный корм оседают на дне озер, отравляя их, говорит Лариса Назарова.

— Однако в Карелии по-прежнему форелеводческие хозяйства функционируют на базе местных озер. Мы пытаемся привлекать внимание к этой проблеме, но пока побеждает финансовая составляющая: такое производство выгодно с экономической точки зрения. В целом разведение форели, что стало брендом Карелии, — очень хорошее дело, но нужно организовать его по-другому, в идеале — перенести на Белое море. Такая практика в мире уже давно не новость. Форелевые хозяйства на базе морских акваторий давно и успешно работают, например, в той же Норвегии.
Кроме того, чтобы минимизировать ущерб пресноводным экосистемам, в странах Европейского союза внедряют новые технологии в виде рециркуляционных систем аквакультуры, которые используют почти замкнутый цикл водооборота, преимущество в утилизации отходов от выращивания рыбы, но эти меры требует требуют больших инвестиций. Карелия такой практикой похвастаться пока не может, но ученые надеются, что в будущем и мы рано или поздно придем к более эффективным способам организации форелеводческих хозяйств.
Как рассказал порталу «Карелия. Ньюс» министр Минсельхоза Карелии Владимир Лабинов, акватория Белого моря пригодна для выращивания форели только в летний период.

— Форель — рыба все-таки пресноводная. Проблема в том, что летом она может жить в соленой воде, но зимовать в ней не может, потому что температура замерзания другая, критичная для форели, — пояснил чиновник.
Сейчас ученые ПетрГУ реализуют проект по созданию удобрений из донных отложений под садками форелевых хозяйств. Грант выдали из фонда главы республики. Это один из множества путей решения проблемы.