Карельскую педакадемию все-таки объединят с ПетрГУ?
Последнее время карельскую Педакадемию лихорадит. Каких только слухов не ходит вокруг одного из старейших университетов республики: и что КГПА вот-вот объединят с ПетрГУ, и что академию вовсе хотят закрыть. Справедливости ради стоит отметить, что об объединении педакадемии и Петрозаводского госуниверситета говорят уже не первый год. Но теперь эти разговоры беспочвенными не назовешь. Дело в том, что в начале ноября Министерство образования России опубликовало результаты своего мониторинга эффективности высших образовательных учреждений. В списке «неэффективных» вузов оказалась наша педакадемия.
Подобное исследование в России проводилось впервые, и отношение к нему неоднозначное. Многие связывают его с грядущими реформами системы высшего образования в нашей стране и даже с закрытием некоторых университетов. Мы попытались выяснить, чем чревато попадание в этот список для КГПА и что теперь ждет академию.
Коммерция важнее?
Для сотрудников университета низкая оценка их работы стала настоящим шоком. Как объясняет ректор КГПА Сергей Гриппа, они всегда считали, что работают эффективно: по статистике, от 93 до 95 процентов выпускников академии трудоустраиваются. Это ли не показатель? А в том, что не все выпускники уезжают в районы работать по специальности и в карельской глубинке по-прежнему не хватает учителей, нет вины академии. Новоиспеченных специалистов больше пугают бытовые трудности – низкая зарплата и отсутствие жилья. Тут академия бессильна, нужно правительству и государству что-то решать.
— Лично мое мнение: эти списки – способ сэкономить на образовании, некая диверсия на будущее против высшего образования, - говорит Сергей Гриппа, — Боюсь, сейчас все «неэффективные» вузы просто отдадут на откуп регионам. Мол, вам нужно педагогическое образование – вы его и поддерживайте. По крайней мере, именно к этому нас ведет Министерство образования России. Но понятно, что региональный бюджет просто не сможет содержать нашу академию. Тут счет идет на сотни миллионов рублей, для нашего дефицитного бюджета это просто неподъемная сумма. Да, нужно поддерживать крупные вузы страны, выходить на мировой образовательный уровень. Но ведь делать это надо не за счет закрытия вузов в регионах!
Из 40 российских педвузов неэффективными признали 30. В «черном списке» оказались такие непоколебимые в мире педагогики университеты, как ведущий педвуз страны – знаменитый Московский педагогический государственный университет. Под ударом оказались и университеты, специализирующиеся на сельском хозяйстве, культуре, искусстве, архитектуре. Похоже, «гуманитарии» нашей стране теперь ни к чему.
Критерии, по которым оценивались вузы, тоже вызывают массу вопросов. К примеру, наша педакадемия оказалась в отстающих по пяти параметрам: средний балл ЕГЭ поступающих абитуриентов должен быть не меньше 60, у нас – 58. Процент иностранных студентов – не ниже 0,7 процентов от общего потока, в КГПА эта цифра равно нулю. Кроме того, внебюджетные доходы вузов должны быть не ниже 1 миллиона 100 тысяч рублей на одного педработника, а в академии они равняются примерно миллиону рублей. И, наконец, на каждого студента должно приходиться не меньше 11 квадратных метров учебной площади, а у нас ее десять. Научный показатель в КГПА оказался в норме, но и то, критерий оценки там был больше денежный, а не интеллектуальный. Значение имело не то, сколько профессоров и доцентов преподают в университете, а то, сколько вуз денег привлек на науку. Все эти критерии больше похожи на коммерческие.
Три сценария
— Мы уже подготовили письмо, адресованное правительству Карелии, где предлагаем исключить нашу академию из списка неэффективных, — объясняет ректор КГПА Сергей Гриппа, — Потому что все эти критерии можно трактовать по-разному, а в мониторинге они выглядят однобоко. К примеру, мы не обучаем иностранных студентов, потому что мы немного по-другому понимаем то, как университет должен вести международную деятельность. Мы сотрудничаем со многими европейскими вузами, наши студенты ездят туда учиться по обмену, а их студенты приезжают к нам. Разве это не международная деятельность? Что касается ЕГЭ, то в прошлом году средний балл карельских выпускников был 55 баллов. То есть мы принимали студентов, у которых результат выше среднего. Мне кажется, при проведении такого мониторинга должен быть индивидуальный подход к каждому университету. Иначе как быть, к примеру, с теми же закрытыми военными вузами? Получается, их сразу можно записывать в «неэффективные».
Сейчас возможно несколько сценариев дальнейшего развития ситуации. Первый – КГПА создает на своей базе некий кластер по непрерывному педагогическому образованию, начиная от дошкольного и заканчивая аспирантурой и докторантурой. Второй – педакадемию объединяют с ПетрГУ. Как отмечает Сергей Гриппа, даже если это случится, им важно сохранить свою структуру подготовки будущих учителей, свои программы и стандарты, а также коллектив. Но, скорее всего, сокращения неизбежны и с частью сотрудников в этом случае придется расстаться. Не исключено, что пострадают и имеющиеся в педакадемии факультеты, хотя тех, что полностью дублируют факультеты ПетрГУ, среди них нет.
— Нам часто говорят, мол, у вас есть физики – и в ПетрГУ есть физики, — говорит Сергей Гриппа, — Но тут важно понять, что мы готовим именно учителей физики! И не может человек, который просто изучал физику в университете, потом пойти преподавать в школу. Вряд ли из него получится учитель. Мы своих студентов с первого дня учим, как вести себя в школе, как общаться с детьми. А все дисциплины ориентируем именно на школьный уровень знаний. Эту систему нельзя терять ни в коем случае. Потому что пройдет десять лет, из Министерства образования России уйдет команда, которая затеяла эти реформы, и как мы будем восстанавливать систему педагогического образования? Сомневаюсь, что студенты, которые выучатся в московском или питерском педагогическом вузе, поедут работать в районы или в глубинку. А своих учителей регионам будет взять просто неоткуда.
Реорганизация, а не ликвидация
Третий, самый нежелательный сценарий, — полная ликвидация университета. Даже притом, что Педакадемия сейчас активно участвует в федеральных программах, полностью содержать себя без поддержки карельского или российского бюджета она не сможет. Возможность заработать у КГПА есть, но для того, чтобы стать самостоятельной, академии нужно не только меняться самой, но и менять законодательство – в этом случае придется не просто брать больше платных студентов, но и, к примеру, сдавать в аренду помещения, принадлежащие вузу. Сейчас это проблематично, да и сотрудники академии к этому не стремятся – КГПА предпочитает зарабатывать интеллектуальным трудом.
В течение двух – трех недель в Министерстве образования России обещали принять окончательное решение по «неэффективным» вузам. А весной уже начнутся первые реформы и изменения. Министерство образования Карелии во всем поддерживает педакадемию, но пока к голосу регионов в Москве не особо прислушиваются. Да и решение все равно будет приниматься на федеральном уровне. В любом случае, у республиканского бюджета нет возможности тянуть на себе вуз. Но, как отмечают в Минобразования Карелии, при любом исходе речь о ликвидации педакадемии не идет. Систему педагогического образования в Карелии обещают сохранить даже в том случае, если КГПА все-таки объединят с ПетрГУ.
— Мы готовы меняться, чтобы отвечать всем современным требованиям, — заверяет Сергей Гриппа, — Можно принять ту же европейскую систему педагогического образования. У них до третьего курса студенты получают общие знания, а потом уже идет специалитет. А многие российские педвузы спасли себя тем, что стали гуманитарными. Но это – не наш путь, мы хотим сохранить свой профиль и систему педагогического образования.
Ксения Сорокина