Лишить сырья и обанкротить. Как власти Карелии пытались уничтожить ОМК еще во время молочного кризиса
Недавняя беспрецедентная налоговая проверка на Олонецком молочном комбинате, кажется, может реализовать давние мечты властей Карелии во главе с губернатором Артуром Парфенчиковым и, наконец, ликвидировать ОМК как ненужного конкурента для бизнес-структур из других регионов, в пользу которых давно хотят перекроить рынок молочной продукции в республике.
Напомним, что прессинг налоговой на Олонецкий молочный комбинат начался в апреле этого года, когда представители ФНС в сопровождении полиции нагрянули на ОМК и в офисы торговой сети «Олония». Двое суток с утра до позднего вечера налоговики изымали документы и массово допрашивали как работников комбината, так и тесно сотрудничающих с ним розничных предприятий. Спустя семь месяцев — в ноябре — налоговая обвинила ОМК в якобы совершенном им преступлении — дроблении бизнеса между комбинатом и сетью магазинов «Олонии», невзирая на то что это никак не подтверждается фактическими обстоятельствами, характерными для «дробления». Так, у ОМК и магазинов «Олонии» нет одних и тех же собственников и руководителей, общего адреса регистрации, счетов в одном банке, а главное — единого, но лишь формально разделенного производственного процесса — его и в принципе, не может быть между переработкой молока и торговой деятельностью.
Несмотря на то что обвинение со стороны налоговой не выдерживает критики, оно все же стало официальным «результатом» многомесячной проверки. На его основании карельское управление ФНС до конца года выкатит ОМК «неуплаченную» сумму налогов, которая, по данным Daily, может составить сотни миллионов рублей и обескровить предприятие…
По сути, это будет означать разгром ведущего молочного комбината Карелии — этого Минсельхоз Карелии с одобрения губернатора пытался добиться еще два года назад, но вынужден был тогда отступить от своей цели. Для тех, кто забыл, напомним, что те события получили в республике название молочного кризиса и были спровоцированы внезапным и незаконным приказом министра сельского хозяйства, вице-премьера правительства Карелии и одного из ближайших соратников Артура Парфенчикова — Владимира Лабинова, арестованного в марте этого года за 10-миллионную взятку.
В октябре 2021 года Лабинов вопреки действующим контрактам приказал государственным совхозам лишить значительной части сырья одновременно Олонецкий молочный комбинат и петрозаводский комбинат «Славмо» и перенаправить освободившееся молоко на переработку за 700 км — в Вологодскую область. Внезапно нанесенный удар едва не вызвал остановку главных предприятий отрасли. ОМК, в частности, из-за этого потерял около половины всего сырья и вынужден был резко снизить объемы выпуска продукции, что привело к пустым полкам в магазинах и ажиотажу среди покупателей.
Однако в правительстве Карелии явно не рассчитывали на то, что жители республики окажут активную поддержку местным производителям, начнут массово писать гневные комментарии в соцсетях и спорить с губернатором, а параллельно жаловаться в Минсельхоз России на самодурство карельских чиновников и даже устраивать публичные акции — некоторые горячие поклонники ОМК не побоялись ради этого написать на своей машине лозунг «руки прочь от Олонецкого молочного комбината».
В результате всех этих действий к концу третьей недели молочного кризиса республиканские власти дрогнули. Активная позиция покупателей и, по всей видимости, недовольство федеральных властей искусственно созданным в Карелии очагом протеста привели к тому, что Минсельхоз республики вынужден был отменить свой приказ и возобновить поставки сырья на молочные комбинаты.
Кстати, под самый занавес молочного кризиса Daily стало известно, что действия министра Лабинова и их полное одобрение со стороны Артура Парфенчикова вовсе не были случайностью. По некоторым данным, незадолго до этих событий Владимир Лабинов привозил в Карелию гендиректора одного из крупных молочных комбинатов Вологодской области, который оценил возможности местных производителей, после чего была затеяна комбинация с внезапным прекращением поставок сырья.
Она была, в частности, рассчитана на то, что ОМК вынужден будет остановить производство, отправить коллектив в простой и понести значительные убытки из-за невыполнения договорных обязательств по поставкам молочной продукции своим контрагентам. Всё это автоматически привело бы к банкротству и исчезновению предприятия, рынок которого тут же занял бы вологодский производитель. К счастью, этот сценарий так и не реализовался.
Но вместо него поредевшая из-за коррупционных скандалов команда Артура Парфенчикова, похоже, наметила и пытается провернуть сейчас новый план с помощью налоговой службы — удушить ОМК неподъемным долгом, а затем, вероятнее всего, описать предприятие в счет гигантской задолженности. Такой вариант позволит остановить комбинат и расчистить местный рынок под продукцию очередного «инвестора», которому Артур Парфенчиков, вероятно, уже дал большие обещания.
Однако, как и два года назад, жители республики вполне могут сказать свое веское слово и в очередной раз сорвать замыслы карельских властей, руководствующихся всем чем угодно, кроме интересов своего региона.