Daily News

«Мы увидим покинутые объекты, которые разграбляются». Что будет с экономикой России к первому мая?

Вчера президент Путин продлил нерабочие дни до 30 апреля с «сохранением заработной платы». И если бюджетникам это сохранение действительно кто-то может гарантировать, то предприниматели не понимают, в каком состоянии они окажутся к концу этих выходных.

Издание РБК поговорило с представителями российского бизнеса и узнало, смогут ли они дотянуть до конца этого месяца. Публикуем некоторые мнения. Настроения, сразу скажем, очень пессимистические.

Александр Калинин, президент «Опоры России»: «Ущерб — огромный. Предприятиям необходимы будут средства для выплаты зарплат сотрудникам — этот вопрос надо решать вместе с правительством. Возможно, нужно ввести прямое субсидирование предприятий для выплат зарплат сотрудникам. Меры поддержки малого и среднего бизнеса необходимо значительно расширить».

Антон Данилов-Данильян, сопредседатель «Деловой России»: «На бизнесе это отразится самым тяжелым образом, он возьмет на себя основную тяжесть. Нам не компенсируют, как во многих других странах, затраты на зарплаты сотрудникам. Есть только элементы, связанные с пролонгацией кредитов, но это не компенсация, а именно пролонгация, а доходов-то у нас нет. Многие предприятия неизбежно обанкротятся, потому что в таких условиях проще обанкротиться, чем продолжать кому-то что-то платить и пытаться делать хорошую мину при плохой игре. Чем меньше компания, тем больше шансов, что она уйдет с рынка. Все зависит от сроков: если так и останется этот месяц нерабочим, то, наверное, 20% предприятий не откроется. Если продлится дальше, то, может быть, и все 40%».

Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов: «Далеко не все имеют финансовые возможности пережить эту историю и сохранить персонал при отсутствии выручки. У крупных компаний могут быть такие возможности, но часть предприятий малого и среднего бизнеса ждет закрытие или банкротство».

Президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров: «Сейчас правительство рассматривает в качестве меры поддержки отрасли беспроцентные кредиты на выплату зарплат, но это все же кредиты, которые надо будет возвращать, при этом непонятно, как долго продлится текущая ситуация. Сейчас отрасль сосредоточилась на тех мерах, которые позволят как-то существовать в текущей ситуации, — например, часть предприятий готова брать кредиты, кто-то договаривается с крупнейшими интернет-ритейлерами, чтобы временно перевести к ним своих сотрудников, например на позиции курьеров. Рестораны и отели могут работать во время кризиса, но отрасли важно понимать, как она потом будет из этого кризиса выходить, а в условиях «вчерашнего законодательства» этого делать нельзя, для этого нужна новая экономическая политика».

Председатель совета директоров «Глория Джинс» Владимир Мельников: «Производства не работают, денежного потока у магазинов нет, но мы должны платить зарплату сотрудникам. В данной ситуации мы «крепостные» и должны подчиняться. Может быть, наше правительство знает, где нам взять деньги?»

Вице-президент ГК «Новард» (управляет сетью «Эконика») Сергей Саркисов: «Месяц карантинного режима, исходя из опыта других стран, может превратиться в два, два с половиной месяца. Все это время офлайн-магазины будут закрыты, а спрос на товары из сегмента fashion в онлайне очень сузился — в онлайн перетекает спрос на товары первой необходимости. В сегменте онлайн-продаж мы уже просели на 50-60%. Кроме того, бизнес носит сезонный характер, а значит, когда будет снят карантин и нам нужно будет финансировать создание зимних коллекций, у бизнеса не будет средств на это».

Совладелец сети гипермаркетов мебели и товаров для дома Hoff Михаил Кучмент : «Этот кризис очень четко разделит компании на цифровые и традиционные. Мы давно развиваем онлайн и относим себя к одним из наиболее развитых в дистанционных продажах компаний в индустрии, но мы уже потеряли 75% выручки. Хорошо, что хотя бы закрыты магазины, в текущей ситуации они бы просто увеличивали убытки. Наша модель подразумевает наличие остатков, а многие участники индустрии работают под заказ или без значительных товарных остатков. Я не исключаю, что через месяц диван может стать дефицитным товаром».

Ольга Киселева, президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии России: «Ранее мы оценивали, что потери за месяц простоя всей отрасли в среднем 8-10 млрд руб., но сейчас ни у кого продаж нет. Продление выходных за счет бизнеса — это самая сложная история для нас, ведь работодатель ответствен за выплату зарплаты сотрудников, а этих денег нет. Беспроцентные кредиты, хоть и снимают на какое-то время социальную напряженность, только отодвинут ситуацию коллапса до момента, когда их нужно будет вернуть. Когда фитнес-клубы откроются вновь, клиенты не придут сразу покупать карты из-за своей личной финансовой ситуации, а кто-то будет обращаться за возвратом стоимости карт. Думаю, мы потеряем индустрию, около 60-70% бизнесов не выживут».

Олег Березин, председатель Ассоциации владельцев кинотеатров: «После снятия карантина сначала начнут оживать торговые центры, а кинотеатры смогут открыться, только когда появится достаточное количество релизов, а далеко не каждая кинокомпания захочет ставить свой фильм первым — все будут ждать, пока экономика придет в себя».

Булат Шакиров, президент Российского совета торговых центров: «По нашим подсчетам, каждый торговый центр теряет из-за дня простоя около 50 млн руб. Соответственно, если 2 тыс. торговых центров, которые уже приостановили деятельность, не будут работать еще месяц, то общие потери могут составить 3 трлн руб. В отрасли, по нашим оценкам, заняты около 10 млн человек. Ни у одного торгового центра не хватит подушки безопасности, чтобы платить людям зарплаты весь месяц. Думаю, начнется массовая волна банкротств, увольнений и десятки миллионов людей останутся без работы и без денег. Это при том, что мы активно просили две меры господдержки — отмену всех налогов и отмену платежей банкам, чтобы наши финансовые ресурсы пустить в первую очередь на выплаты и на поддержку сотрудников. На сегодня не принято ни одной меры. Если будут приняты эти две меры, мы хотя бы доживем до конца апреля без подобных потрясений. Если нет, мы увидим покинутые объекты, которые разграбляются, потому что люди не получают средства и вынуждены искать себе источники пропитания. Не хотелось бы увидеть этот апокалиптический сценарий, но пока, к сожалению, даже по сравнению с другими странами наше правительство бездействует».

Глава Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники Иван Покровский: «После апреля начинаются майские праздники, в этот период тоже непонятно, можно ли будет восстановить работу. Поэтому большинство компаний закладывали, что полностью восстановить работу можно будет с середины мая. Где-то треть компаний не знают, как пережить этот период простоя. Другие две трети видят выход в том, чтобы добиться разрешения на частичное возобновление работы самых необходимых организаций. Если разрешение получить не удастся, то вся страна очень быстро столкнется с аварийными ситуациями. Оборудование независимо от эпидемиологической ситуации имеет свойство выходить из строя, и даже на уровне элементарных замен оборудования или ремонта необходимы поставки. И тогда разрешения в любом случае придется выдавать, но уже в другом режиме и с большими потерями для всех. Некоторые предприятия, которые решили не рисковать и не выходить на работу, столкнулись с ситуацией, что заказчики из других отраслей, которые относятся к непрерывному производству, сразу призывают их к выполнению обязательств».

Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина: «Никаких продаж нет, авиасообщение со всем миром закрыто, российские курорты закрыты, так как отелям и гостиницам до 1 июня запрещено принимать постояльцев. Обескураживает, что в текущей ситуации власти требуют еще месяц платить зарплату сотрудникам, которые не работают».

Николай Казанский, президент Российской гильдии управляющих и девелоперов, управляющий партнер Colliers International: «Сейчас нужно не разбивать бизнес на торговую недвижимость, офисную, арендаторов, а в целом дать поддержку всему бизнесу. Мы сейчас слышим много разных заявлений от власти, но не услышали двух принципиальных вещей. Никто официально не вводит режим чрезвычайной ситуации, который можно было бы на всю страну трактовать как форс-мажор. Второе — мы не увидели конкретных действенных мер поддержки бизнеса».

Леонид Казинец, президент Национального объединения застройщиков, председатель правления корпорации «Баркли»: «Проблемы застройщиков жилья сейчас прежде всего в денежном потоке. Мы находимся в действительно сложной ситуации. С одной стороны, регистрация сделок во многих регионах остановилась, регистрация бумажных ДДУ невозможна. Теоретически мы можем провести сделку в электронном виде, но люди обычно хотят посмотреть и выбрать квартиру лично. Так что выручка застройщиков в этом месяце будет катастрофически падать. С другой стороны, застройщики обязаны выполнять свои обязательства оплачивать кредиты, платежи за материалы, оборудование. Банки получают деньги и проценты по существующим кредитам и их закрывают, но не выдают новые. Не открывают кредитные линии, не одобряют практически ипотеки. Мы надеемся, что новый пакет мер по поддержке бизнеса поможет строительной отрасли выдержать. Без поддержки строительному бизнесу не пережить момент».

Лариса Фортуна, президент Российской ассоциации маркетинга: «Создается ощущение, что все происходящее делается для целенаправленного свертывания целого сегмента экономики. После этого выступления стало совершенно очевидно, что до компаний, работающих в сфере рекламного бизнеса, и в частности в маркетинговых коммуникациях, никому в государстве нет никакого дела. И помощи мы ждали совершенно напрасно. Каникулы «за счет работодателей» продлены еще на месяц. Это при том, что на счетах этих самых работодателей с большой вероятностью скоро просто не останется денег. И о том, как решать эту проблему, наш президент не дал никаких вменяемых инструкций. В сфере офлайн-маркетинга произошла настоящая катастрофа, которая в скором времени будет сопоставима разве что с временами Великой депрессии. Event marketing — упал в связи с запретом на массовые мероприятия до нуля; сonsumer promo — упал до нуля в связи с санитарными ограничениями и текущей рыночной ситуацией; sport marketing — снизился на 80%; production — снизился на 80%; trade marketing — снижение пока до 30%; creative services — снижение на 50%».

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram