Daily News

На окраине Петрозаводска нашли свалку опасного мусора: шприцы, пробирки с кровью, капельницы

Экологические активисты обнаружили на окраине Петрозаводска две свалки опасного медицинского мусора: шприцы, окровавленные бинты, капельницы и прочие отходы сложены в обычные пакеты и находятся в зоне открытого доступа. Как пишет «ФедералПресс», отходы такого рода требуют обязательного обеззараживания и должны быть утилизированы на специальном полигоне. Однако, как оказалось, республиканское предприятие ГУП РК «Медтехника» решило не соблюдать нормы безопасности.

Свалка находится на территории завода «Карелнеруд»: площадка наспех огорожена сеткой, за ней — десятки черных мешков, внутри которых еще одни мешки — доверху забитые опасными медицинскими отходами: окровавленные бинты, резиновые перчатки, капельницы, пробирки с кровью и прочий медицинский мусор, которого в черте города быть не должно.

Волонтер Евгений, обнаруживший свалку, сообщил журналистам, что 13 декабря 2018 года общественники, объявившие войну незаконным свалкам, выяснили, как в Петрозаводске обстоят дела с утилизацией медицинского мусора. За медотходы в Петрозаводске отвечает ГУП РК «Медтехника», и активисты начали с производственной базы предприятия, что на улице Пирогова. Приехав туда, они сразу же заметили рабочих, загружающих в машину черные мешки без опознавательных знаков

Мы отправились следом. Сначала думали, что грузовик едет на полигон в Орзеге, где обычно утилизируют переработанные и обеззараженные отходы. Однако на свалку они направились прямиком на Южную промзону – выгрузились и уехали. По биркам на мешках отлично видно, каким медицинским организациям принадлежал мусор. Подрядчик тоже указан – ГУП РК «Медтехника». Но этим отходам здесь однозначно не место! Их должны были обработать и видоизменить, а затем отправить на специализированный полигон. Ведь здесь вполне могут быть отходы из центра «СПИД», кожно-венерологического диспансера, инфекционной больницы, патологоанатомические и операционные отходы, – поделился своими опасениями Евгений.

Оказалось, что в нескольких километрах от Южной промзоны, в заброшенном боксе на Онежском разъезде, организовали еще одна свалку: там лежат все те же желтые мешки с отходами класса «Б». Общественники поставили в известность природоохранную прокуратуру и карельский минздрав. Те провели проверку:

В отношении ГУП РК «Медтехника» внесено представление об устранении нарушения закона. По требованиям законодательства у предприятия есть месяц для устранения нарушения. Они должны закрыть доступ к свалке для неопределенного круга лиц и обеспечить ее утилизацию в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства. До полного устранения нарушений представление будет находиться у нас на контроле. Что касается недобросовестного субподрядчика, то материал проверки по этому факту находится в УМВД России по городу Петрозаводску, возбуждено административное дело, проводится административное расследование, – рассказала «ФедералПресс» помощник карельского природоохранного прокурора Дарья Миронова.

А вот директор «Медтехники» с себя вину снял. Говорит, во всем виноват субподрядчик — компания «Семерида»:

По договору они должны были утилизировать отходы методом сжигания. У них был арендованный ангар, там было все необходимое оборудование представлено – поэтому у нас не было никаких сомнений. По распоряжению Министерства здравоохранения мы уже начали вывоз отходов, их переработку и складирование в том месте, где они могут храниться, – сообщил Слепцов.

Активисты вновь приехали на территорию производственной базы «Медтехники», где обнаружили обычные контейнеры для ТКО, забитые все тем же медицинским мусором. Эту площадку обслуживает предприятие «Автоспецтранс».  Ежедневно его сотрудники забирают содержимое контейнеров (рискуя пораниться) и вывозят на городскую свалку в Орзеге, даже не подозревая, что в черных мешках находится опасный медицинский мусор.

Журналисты связались с бывшей сотрудницей «Медтехники», которая не захотела называть свое настоящее имя. Женщина заявила: нормы безопасности в компании не соблюдают совсем:

На предприятии всего одна машина для обеззараживания – «Стеримед». Туда помещаются отходы и тщательно измельчаются с добавлением химии – на выходе получается такая мелкая крошка. Однако мощность этой установки небольшая, около десяти килограммов в час. За десятичасовой рабочий день с помощью «Стеримеда» можно переработать до 100 килограммов медицинского мусора. При этом к нам ежедневно поступало 600–700 килограммов отходов. По нормативам, отходы могут храниться в непереработанном виде не более 4 часов. Выводы делайте сами, — рассказала она.

По словам бывшей сотрудницы, не компанию из-за мусора даже жаловались жители соседних домов, но «Медтехнике» было все равно. Кроме того, факт обеззараживания отходов тоже не доказан. По имеющейся у редакции информации, компания «Семерида» свозила медицинские отходы на Южную промзону, планируя сортировать отходы: пластик забрать на переработку, а все остальное отправить на свалку. Перед отправкой каждой «мусорной» партии с улицы Пирогова, представители госпредприятия вручали субподрядчику соответствующие акты — сомнительные, как говорит бывшая сотрудница компании.

Как отмечает аноним, для обработки гигантских объемов мусора с помощью «Стеримеда-1» потребуется много времени. Кроме того, даже поверхностный осмотр находящихся на Южной промзоне мешков позволяет сделать вывод: отходы явно не проходили через утилизационную машину.

Это легко проверить: нужно просто сравнить количество отходов, якобы обеззараженных, и количество затраченного дезинфицирующего средства и воды. Разберется даже школьник – сообщила бывшая сотрудница «Медтехники».

Как говорит экс-руководитель карельского Росприроднадзора Олег Шейновский, проблема утилизации медицинских отходов в Карелии гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Все потому, что специализированных полигонов для захоронения медотходов в республике нет, однако законодательство позволяет утилизировать такие отходы на обычных свалках:

Пусть они сделают анализы этих «обеззараженных» отходов, этой золы. Они даже не представляют, какой ужас там можно обнаружить. Никто таких анализов не делает. И это не только карельская беда – это общероссийская проблема. Например, у нас нет даже спецтранспорта для перевозки таких отходов – мусор вывозят ребята на «Газелях». Нужен нормальный закон, где все это было бы расписано и регламентировано, – поделился своим мнением эксперт.

Министр здравоохранения Карелии Михаил Охлопков уже прокомментировал эту вопиющую ситуацию. Он заявил, что по факту нарушения компаний мер безопасности уже проводятся следственные действия:

В декабре 2018 года государственным унитарным предприятием «Медтехника» был установлен факт нарушения условий договора на вывоз и утилизацию эпидемиологически опасных медицинских отходов класса «Б», заключенного с подрядной организацией: отходы складировались в промзоне для накопления и последующего вывоза, — заявил он. — Руководством ГУП «Медтехника» подрядчику была направлена претензия с требованием устранить нарушения. Свалка не была ликвидирована, поэтому договор был расторгнут и написано обращение в прокуратуру Республики Карелия. По факту нарушения проводятся следственные действия.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram