«Наши крылья обрезаны». Какой новой продукцией ОМК бы обеспечил жителей Карелии, если бы его не давили обысками, проверками и отказами в реконструкции?


Олонецкий молочный комбинат — успешное и развивающееся предприятие. За последние четыре года ОМК увеличил объемы переработки с 40 до 63-65 тонн сырого молока в сутки — на 65,2% — и стал ведущим производителем молочной продукции в республике.
Такого результата комбинат добился благодаря упорству и мастерству коллектива своих работников и менеджеров, которые в условиях острой нехватки свободных производственных помещений находят, как оптимизировать и рационализировать производство, увеличить объемы принимаемого сырья и повысить производительность труда. Так, например, с наружной стороны главного корпуса ОМК были смонтированы емкости-термосы для хранения и охлаждения молока емкостью 25 тонн. Ранее точно так же снаружи были установлены модульные пристройки под склад и холодильные помещения. Все это в какой-то мере решило проблему дефицита площадей, но лишь в какой-то мере.
Потому что для значительного увеличения объемов производства и расширения ассортимента предприятию необходимо стать собственником зданий комбината, которые сейчас арендуются у республики, — чтобы провести их реконструкцию и расширение и установить дополнительные производственные линии.
Фото: «Губернiя Daily»
За счет такой реконструкции ОМК мог бы производить свое мороженое, для чего нужно разместить весьма громоздкое оборудование — морозильные камеры и камеры закалки, где происходит моментальная заморозка.
— Помимо этого, комбинат начал бы выпускать молочные коктейли, которые очень любят дети: шоколадные, клубничные и т. д. Для этого, конечно, нужно установить соответствующее фасовочное оборудование и емкости. Также мы могли бы производить полезные напитки на основе сыворотки вроде «Мажитэля», — говорит исполнительный директор комбината Светлана Скворцова.
По ее словам, будь у предприятия дополнительные площади, это бы позволило разместить и оборудование для фасовки творожной массы, и выпускать ее не только в виде брикетов, но и в стаканчиках. То же самое — с мягким сыром «Олонецкий», который сейчас уходит в продажу крупными головами и потом фасуется в магазинах, из-за чего его не берут федеральные сети. Если бы ОМК установил машины для нарезки сыра и вакуумной упаковки, этот популярный продукт можно было бы продавать в востребованной удобной фасовке в 100, 200, 300 граммов и увеличить срок его хранения.
Фото: «Губернiя Daily»
Само собой, комбинат увеличил бы и выпуск своего самого массового товара — питьевого молока, для чего нужны дополнительные емкости, более мощные пастеризаторы, гомогенизаторы и более производительное фасовочное оборудование.
— В последние годы на российском рынке появилось много новых кисломолочных продуктов — катык, мацони, тан, айран, — напомнила Светлана Скворцова. — Молодежь любит такие продукты. Для их производства нужны термостатные камеры, но для них у нас опять же совсем нет места... Полет мысли и планов у нас есть, но крылья обрезаны!
Напомним, что всё последнее десятилетие ОМК пытается добиться выкупа арендованных зданий. Однако, вместо того чтобы помочь предприятию стать крупным производителем «молочки» на северо-западе и выйти за пределы Карелии на рынки Санкт-Петербурга и Ленобласти, карельский губернатор Артур Парфенчиков делает всё, чтобы этого не случилось. По надуманным предлогам ОМК многократно отказывали в выкупе зданий и их реконструкции и даже не перезаключили договор аренды на стены взамен истекшего, благодаря чему чиновники могут в любой момент попросить коллектив ОМК на выход, предупредив об этом всего за месяц.

Осенью 2021 года с санкции Парфенчикова комбинат был также лишен значительной части сырья в пользу вологодского производителя и едва не остановил производство. А в 2023 году на предприятии прошла масштабная налоговая проверка с абсурдным обвинением в дроблении бизнеса с магазинами «Олонии» и неуплате сотен миллионов рублей налогов.
Не дожидаясь, когда в Арбитражном суде Карелии завершится процесс, где ОМК сейчас оспаривает обвинения налоговой, Следком возбудил уголовное дело и провел массовые обыски на комбинате и на квартире у его владельца Ольги Раздрогиной, в офисах «Олонии» и у председателя совета директоров предприятий «Олонии» Галины Ширшиной, а также у других сотрудников и менеджеров.
Очевидно, что именно так, по мнению Артура Парфенчикова, и выглядит поддержка местных производителей и развитие карельской экономики.