Daily News

“Не слышал, не видел”. Пятеро сотрудников ИК-9 дали показания в суде: один из них считает, что скандальное видео с избиением заключенного могли подделать

Иван Савельев, Петрозаводск, колония, ИК-9
фото: Губерния Daily

Пятеро бывших и нынешних сотрудников петрозаводской колонии № 9 дали показания в Петрозаводском городском суде на очередном заседании по делу об избиении заключенного 4 октября. В показаниях, которые они давали в Cледственном комитете в качестве свидетелей, все они узнали на видео 2014 года своих бывших начальников Ивана Савельева и Ивана Ковалева.

Но просьба прокурора повторить свое мнение в суде у многих из них вызвала затруднение. Представительнице стороны обвинения приходилось буквально клещами вытаскивать из свидетелей показания.

Первым в суде выступил Артур Мошников, дежурный помощник начальника колонии. В показаниях, которые он давал следователю в 2020 году, Мошников рассказал, что узнал на видеозаписи помещение медицинского кабинета ШИЗО ИК-9. Сотрудников, которые затолкали осужденного в кабинет и начали избивать, Мошников назвал «похожими на Савельева и Ковалева». Однако на суде 4 октября Мошников стал говорить, что уже не уверен, не постановка ли то, что происходит на видеозаписи. Людей на видео он по-прежнему назвал «похожими» на бывших начальников, но полагает, что Савельева и Ковалева могли подставить неведомые злопыхатели:

— Мое личное мнение, что это вообще может быть постановочный ролик, — сказал Мошников, путаясь в словах. — Вот такое помещение восстановить, воспроизвести не так сложно. Людей, похожих на Савельева и Ковалева [найти]. С таким качеством изображения можно что угодно сделать! И кого угодно туда [в кадр] поставить, сказать: «Вот это они». Там четыре стены… все эти атрибуты поставить… Похожих по телосложению [людей] примерно подобрать... А форму ФСИН и на «Авито» можно купить.

На уточняющий вопрос судьи Александра Меркова о том, кому в таком случае могло понадобиться снимать постановочный ролик об избиениях в ИК-9 Петрозаводска, Мошников ответил: «Ненавистникам». По мнению сотрудника колонии, это могли сделать заключенные ИК-9, которым «не нравится режим».

— Им не нравится, когда в учреждении всё справедливо, всё строго, всё в соответствии с законом. Им охота послаблений! — считает помощник начальника колонии.

Вопрос судьи, каким образом заключенные могли срежиссировать, снять и выложить в Интернет видеоролик, поставил Мошникова в тупик. «Ну, не они сами, конечно, — сам себя поправил он. — А с воли… влиятельные друзья».

Мошников также добавил, что петрозаводская колония № 9 является особенной в своем роде, как и другие карельские исправительные учреждения ФСИН. На просьбу пояснить этот тезис Мошников ответил: "Наш регион и наша колония [исключительные], да. [В других регионах] осужденные имеют деньги, наркотики, мобильные телефоны… сидят только, изолированы от общества, да. А так — всё имеют. Ну, это я по рассказам других сотрудников и по новостям [знаю]".

Своего экс-начальника Ивана Савельева Артур Мошников назвал «требовательным и строгим».

— Всё требовательно, строго, в соответствии с законом — никаких поблажек, никакой грубости. Как и должен быть руководитель данного учреждения. Выслушать — выслушает, помочь — поможет, — сказал Мошников.

При этом на вопрос, становился ли он лично свидетелем насилия в колонии, Мошников ответил отрицательно. «Не слышал, не видел», — сказал он.

Следующий свидетель — работавший начальником отряда отдела по воспитательной работе с 2014 по 2019 год Константин Шаров — рассказал в суде, что люди на видео «похожи» на Ковалева и Савельева.

— Помещение [на видео] я сразу же узнал: это медицинский кабинет, который находится в ШИЗО, — далее Шаров пояснил, что происходит на видео. — Заходят, удары там были... Единственный, кого я узнал, был Дмитриев (третий сотрудник, который входит в помещение медкабинета и говорит силовикам о включенных камерах — прим. ред.). Всех остальных [узнал] по жестикуляции и по поведению. Как узнал? Движения… резкие. Ну, ладони как поставлены…

Алексей Слепухин по 2018 год работал младшим инспектором отдела безопасности, сейчас продолжает работать в колонии на другой должности. В суде он рассказал, что люди на видео «похожи» на Савельева и Ковалева, но «он их не узнал».

Также непонимание судьи вызвало уточнение Слепухина о том, что потерпевшего Абдували Насруллоева на допросе у следователя в 2020 году он узнал только после того, как ему показали фото содержавшихся на тот момент в ШИЗО осужденных. Первоначально Слепухин заявил, что остановил свой выбор на Насруллоеве, потому что «не помнил его в ШИЗО». После нескольких вопросов судьи о логике, которой он в таком случае руководствовался, фсиновец поправился: «Ну, может, и помнил…»

Бывшая начальница отдела специального учета Шибаева тоже уверенно давала показания в Следственном комитете о том, что узнала на видео Савельева и Ковалева. В суде же она стала говорить о плохом качестве видео и только после уточняющего вопроса прокурора оговорилась, что в Следственном комитете ей продемонстрировали видеозапись улучшенного качества — и только тогда она узнала на кадрах своих бывших начальников.

Иван Савельев и Иван Ковалев
Иван Савельев (слева), Иван Ковалев (справа) и его адвокат Михаил Ямчитский, фото Марии Смирновой

Начальник отряда отдела воспитательной работы Игорь Тузов и вовсе, казалось, тщательно подбирает слова:

— Я первоначально давал показания, что они похожи, но не могу утверждать, что это они, — говорил он. — [похожи] на сотрудников уголовно-исполнительной системы... Ну, какие-то очертания, но стопроцентно не могу утверждать, что это они [Савельев и Ковалев].

На уточняющий вопрос прокурора о том, что же, по мнению Тузова, происходит на видео, тюремщик ответил с паузами: «Два сотрудника производят какие-то действия… с осужденным… хаотичные. Ну, толкания там... удары… Один в большей мере, другой в меньшей…»

На вопрос Ивана Савельева о том, становился ли его бывший подчиненный свидетелем насилия по отношению к заключенным, Тузов ответил отрицательно. А на просьбу адвоката экс-начальника колонии охарактеризовать Ивана Савельева как руководителя, Тузов рассыпался в комплиментах:

— Требовательный сотрудник, — ответил он. — У нас несдержанные не работают. Потому что у нас такая система, знаете… Нужно уметь к каждому осужденному найти индивидуальный подход, невзирая на его статью, на его какие-то провинности по уголовному делу… То есть мы должны ко всем подходить [к осужденным] корректно и с уважением.

Напомним, суд над Иваном Савельевым и Иваном Ковалевым начался в конце мая: на данный момент в ходе процесса допрашиваются свидетели обвинения. Так, один из бывших сотрудников колонии рассказал на суде, что был свидетелем применения силы со стороны Савельева к осужденному в колонии, а один из бывших осужденных рассказал, как избивали его самого.

24 сентября 2019 года сразу два крупных информационных ресурсах России — «Медиазона (НКО или СМИ, выполняющая функции иностранного агента) (НКО или СМИ, выполняющая функции иностранного агента)» и «Настоящее время» (СМИ, выполняющее функции иностранного агента) (иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента — прим. ред.) — опубликовали большой материал про петрозаводскую исправительную колонию № 9. Осужденные, которые там содержатся, массово жаловались на пытки и заявляли, что в учреждении скрывают преступления сотрудников.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости – в нашем Telegram