Daily News

«Никто не скажет, что он нарушил инструкцию»: пожарные рассказали об уголовном деле против их коллеги, тушившего торговый центр в Кемерово

Мы уже писали, что в отношении командира пожарного звена, участвовавшего в тушении пожара в Кемерово, возбуждено уголовное дело. По версии следствия, начальник караула пожарно-спасательной части Сергей Г. проигнорировал сведения очевидцев. Свидетели указали ему кратчайший путь к кинозалу, где находилось большинство людей, но командир направил пожарных в противоположную сторону.

— Я спустился вниз по лестнице, где столкнулся с пожарными. Я повел их в сторону зала. Пока мы поднимались на четвертый этаж, путь нам преградил какой-то мужчина (Сергей Г.). Он начал кричать, чтобы все бежали за ним, мол, он знает, где очаг возгорания. И пожарные последовали по его наводке. Я орал им вслед, что в другой стороне остались дети, что они задохнутся от гари. Но меня не услышали, — рассказал Александр, отец трех погибших на пожаре девочек.

Бывшие и действующие пожарные рассказали, справедливо ли обвинение и как часто спасателям приходится нарушать инструкции.

— Нарушение инструкции — нарушение правил пожаротушения. Никто не скажет, что он нарушил инструкцию, — рассказывает бывший пожарный Михаил. — Если вы приехали на пожар, то должны убедиться, что отключены газ и электричество. Конечно, иногда на это закрывают глаза, так как порой не дождешься газовиков. И не дождешься электриков.

Пожарные должны узнать, есть ли люди в горящем здании и просчитать все риски для жизни. Если спасателю не хватит кислорода вернуться из помещения — он никого не спасет и погибнет сам. Об этом сообщает Daily Storm.

— Начальник звена может использовать полный запас кислорода (оставить совсем чуть-чуть), чтобы обследовать большую площадь, — объясняет Михаил. – Так можно спасти больше людей. Но это уже героизм. Лично я с таким не сталкивался. Обычно кислород все-таки оставляют, чтобы можно было спокойно покинуть задымленное помещение.

По словам Михаила, решение о том, стоит ли заходить в горящее здание, принимает начальник пожаротушения, а не начальник звена. Тем более пожарный не может дать баллон с кислородом обычному человеку. В Кемерово люди просили выдать им необходимую экипировку, чтобы спасти своих родных.

— Естественно, им никто их не дал. Для того чтобы пользоваться баллонами, нужны знания, — объясняет он. – Человек вышел из огня — он не помнит, где он находился, плюс за время эвакуации очаг мог принять другой масштаб. Тут только начальник пожаротушения принимает решение, идти в здание или нет.

Действующий сотрудник МЧС Виталий (имя изменено) рассказал, что к очевидцам спасатели нередко прислушиваются.

— Встречаются такие моменты, когда слушаем людей. Но тут важно учитывать и количество людей внутри, и планировку здания, — говорит Виталий. — В случае с Кемерово они делали все правильно и слаженно, подняв ранг пожара до того, как прибыли на место.

Действующий пожарный Денис считает, что не всегда стоит следовать инструкции, но поддерживает коллег в том, что людей пускать в огонь нельзя.

— Инструкции — это просто ерунда. На учениях одно, во время пожара — совершенно другое. На учениях показуха. На пожаре не будешь заморачиваться и показушничать. Главная задача — это спасение жизни людей. А во время тушения нарушения бывают. Например, пожарно-техническое вооружение не всегда берется в должном объеме.

Действующий пожарный Даниил рассказал, что любое нарушение инструкции может стоить жизни не только одного пожарного, но и целого звена.

— Класс пожара гражданский оценить не может, так же как и пожарный, это задача РТП. Бывают случаи, когда начальники отправляют пожарных в опасные зоны (туда, где может обрушиться часть здания). Но, к счастью, в моей части все начальники караулов (они же РТП по району выезда) — ребята с богатейшим опытом. Они знают, как действовать и куда стоит отправлять звено, а куда — нет, — говорит Даниил.

Уголовное дело против начальника караула пожарно-спасательной части Сергея Г. не первое в практике. У пожарного есть шанс на оправдательный приговор.

В 2012 году было заведено уголовное дело в отношении заместителя начальника Главного управления МЧС России по Иркутской области майора Павла Т. Спасатели должны были проверить, обесточен ли горящий дом. Однако майор решил, что провода обгорели, и начал спасательную операцию. Пожарным помогали местные жители, они начали тушить огонь еще до приезда помощи. Оказалось, электричество в проводах еще оставалось, и двоих мужчин, помогавших пожарным, убило током. Павла оправдали, он до сих пор работает в МЧС.

В 2016 году начальник караула пожарной части в Смоленской области был приговорен к условному сроку. На суде пожарный рассказал, что двое выпивавших мужчин подожгли балкон, выбросив непотушенный окурок. Спасатель зашел в их квартиру, один мужчина спал на кровати, а другой был в сознании. Решив, что в квартире им ничто не угрожает, а на улице могут напасть агрессивно настроенные соседи, пожарный оставил мужчин дома. Он ошибся: концентрация угарного газа оказалась смертельной.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram