Daily News

«Однажды вы сказали мне, что можете сделать со мной все, что угодно». Бывший заключенный пришел на суд над экс-начальниками ИК-9 с младенцем

суд, Савельев, ИК-9, ФСИН
фото: Губерния Daily

В процессе по делу бывшего начальника ИК-9 Петрозаводска Ивана Савельева и его заместителя Ивана Ковалева, обвиняемых в избиении осужденного, наступил перерыв: следующее заседание будет 25 марта. Планируется, что по видео-конференц-связи в этот день выступят несколько свидетелей обвинения из Таджикистана, а также потерпевший Абдували Насруллоев.

На последних заседаниях также по ВКС в суде выступали другие бывшие заключенные. Так, 20 января в качестве свидетеля обвинения выступил Сергей Яблоновский, он отбывал наказание в ИК-9 с 2010 по 2014 год. На видео, опубликованном на анонимном ютуб-канале в октябре 2020 года, Яблоновский уверенно узнал бывшего руководителя колонии Ивана Савельева. Когда сторона защиты спросила, по каким именно признакам тот сделал такие выводы, осужденный ответил: «По лицу, по движениям, все его жесты... — сказал он. — Когда давно знаешь человека... А вот второго сотрудника [на видео] не помню — ни фамилии, ни имени».

Яблоновский, отвечая на вопросы прокурора, вспомнил, как в отряде ШИЗО проводились пересменки:

— Когда камера открывается, ты должен стоять у двери, — сказал он. — Кричат: «Положение — обыск!» Тебя растягивали: падаешь на колени, тебя все равно поднимают, на шпагат тебя сажают. Там вся администрация колонии: и оперативники, и инспекторы. В основном не видишь, кто приходит: ты в полусогнутом [положении] в градусов 90, смотришь вниз.

На вопрос, принимали ли руководители колонии участие в пересменках, Яблоновский уверенно ответил: «Да, конечно, принимали. Они даже объясняли новым сотрудникам, как надо делать всё и как вообще это проводится».

По словам Яблоновского, медработники колонии присутствовали при пересменках и видели, как сотрудники издевались над осужденными, а потом проводили «полный телесный осмотр», не фиксируя повреждений:

— Я не знаю, для чего это делается: медработник же стоит рядом, он видит, как это всё происходит, — сказал бывший заключенный. — Травмы у меня были, конечно: когда тебя тянут, у тебя связки рвутся, ноги все синие.

11 февраля из заявленных четырех свидетелей по ВКС выступил только один — бывший заключенный Николай Аксенов. Он пришел в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с детской переноской. Судья Выборгского районного суда спросила у петрозаводского коллеги Александра Меркова, может ли свидетель давать показания сидя, потому что он с младенцем. Судья Петрозаводского городского суда Александр Мерков удивился такому вопросу.

— Ну вот, к сожалению, пришел с маленьким ребенком на руках, один, — сказала судья из Санкт-Петербурга в ответ.

На это Мерков заметил, что «это неприемлемо — находиться на судебном заседании с грудными детьми», и попросил свидетеля Аксенова что-то предпринять. Тот положил ребенка в люльку рядом с кафедрой и начал отвечать на вопросы по ВКС.

Как и в случае с Яблоновским, перед ответами свидетеля о ходатайстве попросила сторона защиты. Адвокат Ивана Савельева Михаил Шогин попросил суд учесть, что у Аксенова в ИК-9 была отрицательная характеристика и он стоял на профучете «как склонный к суициду и членовредительству», «деорганизации деятельности учреждения и побегу».

Аксенов возразил, что зачитанная характеристика «сфальсифицирована в большей части с тем, чтобы опорочить его перед контролирующими органами». Он рассказал, что практически каждый день видел экс-начальника Савельева и его подчиненных в колонии. О приближении руководства колонии отряд предупреждали «специально обученные осужденные»:

— Предупреждали: «Идет высокое начальство», — вспоминал на суде Аксенов. — По походке уже [их] различаешь, издалека знаешь и узнаешь, кто конкретно идет.

Первое заседание суда против Савельева (второй слева) и Ковалева (крайний справа), фото Марии Смирновой

Когда вопросы свидетелю начал задавать сам Иван Савельев, он в первую очередь спросил Аксенова, сколько раз он привлекался к дисциплинарной ответственности. Точное количество взысканий бывший заключенный назвать не смог.

— Вы можете привести прецедент грубости с моей стороны, неправомерного воздействия на вас? — спросил Савельев.

Аксенов раздумывать не стал.

— Вы меня незаконно водворяли в штрафной изолятор, с вашего ведома в отношении меня публиковались административные материалы, — вспомнил он. — В том числе и когда там пытали холодом — несоответствие температурного режима в камерах [было] и питание было явно урезано. Вы всё это знали, но покрывали. Плюс однажды вы мне угрожали, что «можете со мной сделать всё, что угодно».

Иван Савельев спросил в ответ на это, «когда этот прецедент был» и жаловался ли Аксенов на его действия. В ответ Аксенов сказал, что за время пребывания в колонии «натерпелся произвола от тюремщиков» и принял решение не жаловаться, так как ему «оставалось сидеть несколько лет». Поэтому если он и писал жалобы, то «преимущественно по медицинским вопросам».

— Конкретно касаемо меня вы на угрозы жаловались? — переспросил Савельев. — Какие пытки, о каких пытках вы говорите? Вы абстрактно говорите, приведите конкретный пример.

Аксенов ответил, что жаловаться на действия начальника колонии осужденным было бесполезно — никто бы им не помог.

— Угрозы с вашей стороны были в вашем кабинете, вы мне сказали, что со мной «тоже можете сделать всё, что угодно», — повторил свидетель. — Я сказал: «Да, я понимаю». Точную дату и год я не могу сказать. Я не жаловался по этому поводу, потому что доказать вот такие устные угрозы от сотрудников — это просто невозможно.

Николай Аксенов, ИК-9, колония
Николай Аксенов в суде, фото: Daily

Напомним, 20 декабря в суде выступили трое свидетелей, двое из них — бывшие осужденные, отбывавшие наказание в ИК-9 в разные периоды. Экс-заключенные Алексей Антипов и Николай Белозеров давали показания по видеосвязи: Антипов — из городского суда Можайска, Белозеров — из Ленинского районного суда Саратова.

25 мая в Петрозаводском городском суде начался судебный процесс над бывшими руководителями ИК-9 Иваном Савельевым и Иваном Ковалевым, которых обвиняют в превышении должностных полномочий (пункт «а» части 3 статьи 286 УК). Следственный комитет Карелии возбудил уголовное дело после публикации на анонимном ютуб-канале видеозаписи, сделанной, предположительно, в петрозаводской ИК-9. На ней видно, как два человека, похожие на начальника колонии Ивана Савельева и его заместителя Ивана Ковалева, бьют заключенного. Ссылку на ролик опубликовал во «ВКонтакте» карельский адвокат Роман Масалев.

24 сентября 2019 года сразу два крупных информационных ресурса — «Медиазона (НКО или СМИ, выполняющая функции иностранного агента)» и «Настоящее время» (СМИ, выполняющее функции иностранного агента) — опубликовали большой материал про петрозаводскую исправительную колонию № 9. Осужденные, которые там содержатся, массово жаловались на пытки и заявляли, что в учреждении скрывают преступления сотрудников.

После этого СМИ со ссылкой на замдиректора ФСИН России Валерия Максименко сообщили о возможном увольнении начальника петрозаводской колонии ИК-9 Ивана Савельева, а Следком возбудил уголовное дело по признакам превышения должностных полномочий с применением насилия.

Однако обвинение обоим сотрудникам УФСИН Карелии предъявили только спустя полгода, в апреле 2020 года. Сначала Петрозаводский городской суд выбрал в качестве меры пресечения для Савельева заключение под стражу, а для Ковалева — домашний арест. Савельев спустя две недели оспорил данное решение в Верховном суде Карелии — меру пресечения в его отношении заменили на запрет определенных действий (запрет на посещение колонии, общение со свидетелями по делу и получение письменной корреспонденции). Ковалеву спустя несколько месяцев также сменили домашний арест на запрет определенных действий.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram